Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 марта 2009 г. N А64-12695/05-12-7-24
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N 9166/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца А.И.А. (доверенность N 01-12-3654 от 09.12.2008); от ответчика К.И.А. (доверенность N 01-02/2009 от 01.02.2009); от третьих лиц: МОУ "С" - Т.В.М. (доверенность N 70 от 18.03.2009); Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов - представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова и Тамбовской региональной организации Общероссийской общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "С" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008 по делу N А64-12695/05-12-7-24, установил:
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Тамбовской региональной организации Общероссийской общественной организации - Российскому физкультурно-спортивному обществу "С" (далее - ТРО ООО "Российское физкультурно-спортивное общество "С"), г. Тамбов, о признании права собственности на объект недвижимости - здание "Д", расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. К., д. 254.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов, Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "С".
Тамбовская региональная организация Общероссийская общественная организация - Российское физкультурно-спортивное общество "С" подала встречный иск о признании права собственности на спорное здание.
После отмены кассационной инстанцией вынесенных судами первой и апелляционной инстанций судебных актов, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008, в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, Комитет по управлению муниципальным имуществом города администрации г. Тамбова и Тамбовская региональная организация Общероссийская общественная организация - Российское физкультурно-спортивное общество "С" обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят указанные судебные акты отменить каждый в части, касающейся отказа ему в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо - Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов своего представителя в суд округа не направило, о дате и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
В ходе рассмотрения кассационных жалоб представителями заявителей было представлено ходатайство об отложении судебного разбирательства для рассмотрения вопроса о заключении мирового соглашения по делу. Указанное ходатайство было удовлетворено судом кассационной инстанции в соответствии со ст. 158 АПК РФ.
Согласно ч. 3 ст. 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при утверждении мирового соглашения суд должен проверить, не противоречит ли оно закону и не нарушает ли оно прав третьих лиц.
Поскольку МОУ "С" возражает против заключения мирового соглашения, указывая, что оно нарушает его права и противоречит закону, мировое соглашение не может быть утверждено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции полагает необходимым решение суда области от 03.07.2008 и постановление апелляционной инстанции от 06.11.2008 отменить в части отказа в удовлетворении первоначального иска в связи с нижеизложенным.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 16.10.1959 Бюро Тамбовского горкома КПСС принято решение о строительстве городского спортивного зала методом народной стройки при участии ряда государственных предприятий.
24.09.1959 года на основании протокола заседания исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся N 27 городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций предоставлен земельный участок под строительство спортивного зала по адресу: угол ул. К. и ул. Р. г. Тамбова, площадью 1749 кв. м.
04.03.1960 года Исполнительным комитетом Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение N 183 "О строительстве спортивного зала в г. Тамбове" методом народной стройки за счет средств, заработанных комсомольцами во внеурочное время, и профсоюзных организаций, с возложением функции заказчика по строительству на Тамбовский городской Совет спортивных обществ и организаций. При этом в данном решении указано, что трест "Химпромстрой" окажет необходимую помощь в строительстве. Этим же решением на областную контору строительного банка возложена обязанность принять к финансированию строительство спортивного зала за счет средств, заработанных комсомольцами во внеурочное время, и профсоюзных организаций.
На основании акта N 260 от 28.04.1960 года городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок для строительства.
В соответствии с решением исполкома Тамбовского городского совета депутатов трудящихся от 09.01.1960 N 8 "Об открытии текущего счета городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций" оплату строительных работ производил заказчик - городской Совет Союза спортивных обществ и организаций.
27.07.1961 года решением Президиума Тамбовского областного Совета профсоюзов (протокол N 39) "спортивный зал" был передан областному Совету добровольных спортивных обществ (ДСО) "С" для окончания строительства. Согласно акту от 13.09.1961 N 1 комиссия в составе председателя Тамбовского городского Совета спортивных обществ и организаций и председателя Тамбовского областного Совета ДСО "С" в присутствии представителя подрядчика - главного инженера СМУ передала Тамбовскому областному Совету ДСО "С" земельный участок на углу улиц К. и Рязанской г. Тамбова, площадью 1749 кв. м. с находящимися на нем строениями спортивного зала и сарая, балансовой стоимостью 46,94 тыс. руб. с указанием выполненных работ и устройств.
31.12.1968 года решением N 1179 исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся на базе городского Совета Союза спортивных обществ и организаций был образован городской Комитет по физической культуре и спорту при горисполкоме, которому безвозмездно были переданы принадлежащие Союзу спортивных обществ и организаций материально-имущественные ценности, штаты и фонд заработной платы, утвержденные по состоянию на 1968 год.
На основании Решения Тамбовского городского Совета народных депутатов от 23.08.1986 Комитет по физической культуре и спорту при горисполкоме был преобразован в Комитет по физической культуре и спорту горисполкома.
24.02.1992 года в соответствии с постановлением Совета Федерации профсоюзов Тамбовской области спорное здание передано на баланс областному совету "С".
11.02.1993 года между Советом ФНПР и Советом Федерации профсоюзов Тамбовской области заключён договор о разграничении прав владения, пользования и распоряжения профсоюзным имуществом, на основании которого спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. К., 256, был указан в перечне объектов имущества, закрепляемых на праве собственности за Федерацией Независимых Профсоюзов России (ФНПР) - Советом федерации профсоюзов Тамбовской области.
27.09.1994 года заключен договор о совместной деятельности областного Совета спортивного общества "С" и детско-юношеской спортивной школы N 1 по использованию Дома физкультурника спортобщества "С", который является основанием для бесплатного пользования спорным зданием МОУ ДОД СДЮСШОР N 1.
06.10.2005 года вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-91/05-9 в удовлетворении требования Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов о признании права собственности на указанный объект отказано.
Ссылаясь на то, что спорное имущество является муниципальной собственностью как спортивный объект, построенный за счет государственных средств, бремя содержания которого нес город, Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова обратился с иском в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истцом не представлено надлежащих доказательств возведения спорного объекта в период действия законодательства, не предусматривавшего такого вида права собственности как собственность общественных организаций, а также доказательств того, что здание было возведено позднее, но за счет государства.
Судебная коллегия не может признать обжалуемые судебные акты в этой части законными по следующим основаниям.
В силу положений ст. 52 ГК РСФСР от 31 октября 1922 года, действовавшего в период подготовки и начала возведения спорного объекта, различалась собственность: государственная (национализированная и муниципализированная); кооперативная; частная.
Согласно статье 5 Конституции РСФСР 1937 г. социалистическая собственность в СССР имела форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
В ст. 20 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 08.12.1961 одним из видов социалистической собственности названа собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Согласно ст. 24 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик собственностью профсоюзных и иных общественных организаций является имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Таким образом, объекты капитального строительства, созданные до 01.05.1962 года (дата введения в действие названного нормативного акта) являются собственностью государства даже в том случае, если такой объект передавался в управление общественной организации. Объекты, возведенные позднее, но за счет государственных средств, также относятся к государственной собственности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом N 27 заседания исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 24.09.1959 г. принято решение об отводе городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций земельного участка на углу улиц К. и Р., площадью 1749 кв. м для строительства спорного здания.
Решением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся от 04.03.1960, а также протоколом N 1 заседания исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.1960 функция заказчика по строительству спортивного зала возложена на Тамбовский городской комитет Совета союза спортивных обществ и организаций.
Строительство спортивного зала велось подрядной организацией - трестом "Т" на основании договора с городским Советом союза спортивных обществ и организаций.
В соответствии с решением исполкома тамбовского городского совета депутатов трудящихся N 8 от 09.01.1960 "Об открытии текущего счета городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций" оплату выполненных работ производил заказчик - городской Совет Союза спортивных обществ и организаций.
При таких обстоятельствах, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о строительстве спорного объекта по решению и заказу городских органов власти на средства государственных предприятий.
Решением исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся N 1179 от 31.12.1968 на базе городского Совета Союза спортивных обществ и организаций был образован городской Комитет по физической культуре и спорту при горисполкоме, которому безвозмездно были переданы принадлежащие Союзу спортивных обществ и организаций материально-имущественные ценности, имеющиеся по состоянию на 1968 год.
На основании Решения Тамбовского городского Совета народных депутатов от 23.08.1986 Комитет по физической культуре и спорту при горисполкоме был преобразован в Комитет по физической культуре и спорту горисполкома.
Поскольку Тамбовский городской Совет союза спортивных обществ и организаций, являвшийся заказчиком строительства спорного объекта, и на базе которого образован городской Комитет по физической культуре и спорту при горисполкоме, входили в структуру исполнительной власти города Тамбова, следовательно, спорный объект и в этот период находился в управлении исполнительных органов государственной власти.
При этом в силу положений ст. 94 ГК РСФСР 1964 государство являлось единым собственником всего государственного имущества, а соответствующие органы и организации осуществляли лишь управление имуществом.
Согласно Приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Кроме того, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.10.2005 по делу N А64-91/05-9, вступившим в законную силу, общественной организации "Тамбовское областное объединение организации профсоюзов" отказано в иске о признании права собственности на спорный объект.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит иск Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова о признании права муниципальной собственности на спорный объект обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении встречных исковых требований.
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Юридическое лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
По смыслу указанной нормы права лицо, не являющееся собственником имущества, должно представить надлежащие и бесспорные доказательства в подтверждение факта добросовестного, открытого и непрерывного владения данным имуществом как своим собственным. Наличия совокупности таковых обстоятельств судами не установлено, в том числе, и фактического пользования ТРО ООО "Российское физкультурно-спортивное общество "С" спорным имуществом, поскольку на основании договора о совместной деятельности от 27.09.1994 им пользовалось МОУ "С".
В обоснование заявленных исковых требований ТРО ООО "Российское физкультурно-спортивное общество "С" ссылалась на постановление президиума Совета Федерации профсоюзов Тамбовской области от 24.02.1992 г., которым Дом физкультурника по ул. К. передавался в постоянное пользование областному совету "С".
Однако суды пришли к правомерному выводу о том, что, принимая постановление, Совет Федерации профсоюзов Тамбовской области не выразил намерения отказаться от перечисленного в нем имущества в пользу областного совета "Спартак", в связи с чем у последнего не возникло повода считать переданный в пользование Дом физкультурника своим собственным. Более того, доказательств законности распоряжения Советом Федерации профсоюзов Тамбовской области спорным имуществом как своим также не представлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ТРО ООО "Российское физкультурно-спортивное общество "С" является правопреемником Тамбовского Совета Союза спортивных обществ и организаций.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008 подлежат отмене в части отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований о признании права муниципальной собственности на спорный объект. Исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению с вынесением решения, поскольку, установив и исследовав все обстоятельства дела, суды неправильно применили нормы материального права. В остальной части судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008 по делу N А64-12695/05-12-7-24 отменить в части отказа в удовлетворении иска Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Тамбова о признании права собственности на здание "Дом физкультурников", расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. К., 254. Исковые требования Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Тамбова удовлетворить. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2009 г. N А64-12695/05-12-7-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании