06 ноября 2008 г. |
Дело N А64-12695/05-12-7-24 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена06.11.2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06.11.2008 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поротикова А.И.,
судей: Андреещевой Н.Л.,
Потихониной Ж.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Медковой Е.А.,
при участии:
от Тамбовской региональной организации Общероссийской общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак" - Котиева И.О., представителя по доверенности N 01-08/08 от 01.08.2008 года;
от Комитета экономического развития и управления муниципальной собственности Администрации г.Тамбова - Алтунина И.А., главного специалиста юридического отдела, по доверенности N 01.12.1.818 от 19.12.2007 года;
от Тамбовского областного объединения профсоюзов, Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва N 1" представители не вились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Тамбовской региональной организации Общероссийской общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак" и Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Тамбова, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008 года по делу N А64-12695/05-12-7-24 (судья Кочетков А.В.) по иску Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Тамбова к Тамбовской региональной организации общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак", г.Тамбов, при участии в качестве третьего лица - Тамбовское областное объединение организации профсоюзов, Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва N1" , о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации города Тамбова обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Тамбовской региональной общественной организации - Российскому физкультурно-спортивному обществу "Спартак" о признании права собственности на здание "Дом физкультурников", расположенное по адресу: г.Тамбов, ул.К.Маркса, д.254.
Судом первой инстанции в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов.
17.04.2006 года решением Арбитражного суда Тамбовской области, иск удовлетворен. Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2006 по делу N А64-12695/05-12 решение суда первой инстанции от 17.04.2006 года оставлено без изменения.
30.10.2006 года постановлением кассационной инстанции суда решение суда от 17.04.2006 и постановление апелляционной суда инстанции от 14.08.2006 по делу N А64- 12695/05-12 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
11.04.2007 года решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-12695/05-12-7 в удовлетворении иска Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации города Тамбова отказано, встречный иск Тамбовской региональной организации общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак" удовлетворён.
27.08.2007 года постановлением апелляционной инстанции по делу N А64-12695/05-12-7 указанное решение отменено, в удовлетворении встречного требования Тамбовской региональной организации Общероссийской организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак" о признании права собственности на здание "Дом физкультурников", расположенное по адресу: г.Тамбов, ул.К.Маркса, д.254, отказано, на указанное имущество признано право муниципальной собственности.
03.12.2007 года постановлением кассационной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции от 18.04.2007 года и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 27.08.2007 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Тамбовской области.
03.07.2008 года решением Арбитражного суда Тамбовской области в удовлетворении иска Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г.Тамбова, встречного иска Тамбовской региональной организации общественной организации Российского физкультурно-спортивного общества отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, Тамбовская региональная организация Общероссийской общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак" и Комитет экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Тамбова обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просили решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель Тамбовской региональной Общероссийской общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г.Тамбова поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Тамбовское областное объединение профсоюзов, Муниципальное образовательного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва N 1" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая, что суд располагает доказательствами надлежащего извещения неявившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба была рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008 года и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, 24.09.1959 года на основании протокола заседания исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся N 27 городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций предоставлен земельный участок под строительство спортивного зала по адресу: угол ул. К. Маркса и ул. Рязанской г. Тамбова, площадью 1749 кв. м.
04.03.1960 года Исполнительным комитетом Тамбовского облСовета депутатов трудящихся было принято решение N 183 "О строительстве спортивного зала в г. Тамбове" методом народной стройки "за счет средств, заработанных комсомольцами, во внеурочное время и профсоюзных организаций" с возложением функции заказчика по строительству на Тамбовский городской Совет спортивных обществ и организаций, а "трест "Химпромстрой" окажет необходимую помощь в строительстве". В этом же решении областная контора строительного банка обязана была "принять к финансированию строительство спортивного зала "за счет средств, заработанных комсомольцами во внеурочное время, и профсоюзных организаций".
На основании акта N 260 от 28.04.1960 года городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок для строительства.
В соответствии с решением исполкома Тамбовского городского совета депутатов трудящихся от 09.01.1960 N 8 "Об открытии текущего счета городскому Совету Союза спортивных обществ и организаций" оплату строительных работ производил заказчик - городской Совет Союза спортивных обществ и организаций.
27.07.1961 года решением Президиума Тамбовского областного Совета профсоюзов (протокол N 39) "спортивный зал" был передан областному Совету добровольных спортивных обществ (ДСО) "Спартак" для окончания строительства. Согласно акту от 13.09.1961 N 1 комиссия в составе председателя Тамбовского городского Совета спортивных обществ и организаций и председателя Тамбовского областного Совета ДСО "Спартак" в присутствии представителя подрядчика - главного инженера СМУ передала Тамбовскому областному Совету ДСО "Спартак" земельный участок на углу улиц К.Маркса и Рязанской г. Тамбова, площадью 1749 кв. м. с находящимися на нем строениями спортивного зала и сарая, балансовой стоимостью 46,94 тыс. руб. с указанием выполненных работ и устройств.
31.12.1968 года решением N 1179 исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся на базе городского Совета Союза спортивных обществ и организаций был образован городской Комитет по физической культуре и спорту при горисполкоме, которому безвозмездно были переданы принадлежащие Союзу спортивных обществ и организаций материально-имущественные ценности, утвержденные по состоянию на 1968 год. На основании Решения Тамбовского городского Совета народных депутатов от 23.08.1986 Комитет по физической культуре и спорту при горисполкоме был преобразован в Комитет по физической культуре и спорту горисполкома.
10.07.1987 года в соответствии с актом о передаче основных средств ДСО "Спартак" спорное здание было получено на баланс профсоюзной организации.
24.02.1992 года в соответствии с постановлением Совета Федерации профсоюзов Тамбовской области спорное здание передано в пользование областному совету "Спартак".
11.02.1993 года между Советом ФНПР и Советом Федерации профсоюзов Тамбовской области заключён договор о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом, на основании которого, спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. К.Маркса, 256, был указан в перечне объектов имущества, закрепляемых на праве собственности за Федерацией Независимых Профсоюзов России (ФНПР) - Советом федерации профсоюзов Тамбовской области.
06.10.2005 года вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-91/05-9 в удовлетворении требования Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов о признании права собственности на указанный объект отказано.
Из материалов дела следует, что в здании длительное время располагается и функционирует МОУ СДЮСШОР N 1.
27.09.1994 года заключен договор о совместной деятельности областного Совета спортивного общества "Спартак" и детско-юношеской спортивной школы N 1 по использованию Дома физкультурника спортобщества "Спартак", который является основанием для бесплатного пользования спорным зданием МОУ ДОД СДЮСШОР N 1.
Истец, ссылаясь на то, что вправе владеть, пользоваться и распоряжаться спорным имуществом как собственник, обратился с иском в арбитражный суд для признания данного права.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции по существу правильным, соответствующим законодательству в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
В период возведения спорной недвижимости гражданские отношения, складывающиеся по поводу приобретения права собственности регулировались Гражданским кодексом РСФСР, введенным в действие постановлением ВЦИК от 11.11.1922 г., статьей 52 которого различалась собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная.
Приведенная выше норма ГК РСФСР 1922 г. применялись в части, не противоречащей принятым позднее положениям Конституции РСФСР, утвержденной постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 г.
Согласно статье 5 Конституции РСФСР 1937 г. социалистическая собственность в СССР имела форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Собственность профсоюзных и иных общественных организаций, не предусмотренная в Конституции РСФСР 1937 г., получила свое законодательное признание в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. (статьи 20,24), которые применялись к гражданским отношениям с введением в действие названного акта - 01.05.1962 г. (пункт 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1962 г.).
Исходя из изложенного, право собственности на вновь возведенное строение у общественной организации могло возникнуть не ранее 01.05.1962 года. Объекты капитального строительства, созданные до этой даты, поступали в собственность государства даже в том случае, если такой объект передавался в управление общественной организации.
Передача возведенного строения общественной организации - застройщику после указанного момента являлась основанием приобретения последней права собственности на созданную вещь в силу абзаца 1 статьи 24 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., согласно которому собственностью профсоюзных и иных общественных организаций являются их предприятия, здания, сооружения, санатории, дома отдыха, дворцы культуры, клубы, стадионы и пионерские лагеря с их оборудованием, культурно-просветительные фонды и иное соответствующее целям деятельности этих организаций имущество.
Таким образом, Администрации, добивающейся признания права на спорный объект, надлежало доказать, прежде всего, что спорное здание было построено и принято в эксплуатацию в установленном порядке до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, либо позднее, но за счёт и в пользу государства.
Пункт 2 Постановления СНК РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" запрещал государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета городского и поселкового Совета депутатов трудящихся.
Помимо соответствующего разрешения, строительство было обусловлено отводом необходимого земельного участка, производимым в соответствии с проектами планировки и застройки города или поселка (пункт 3 Постановления СНК РСФСР).
Отвод участка площадью 1749 кв.м. под строительство спорного здания оформлен Протоколом N 27 заседания исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 24.09.1959 г. (т.1, л.д.11), тогда как разрешение на строительство подтверждено решением исполнительного комитета Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся от 04.03.1960 г. (т.3, л.д.8), а также протоколом N 1 заседания исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся от 09.1960 г. (т.3, л.д.11).
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно указывающие на факт надлежащего завершения строительства объекта спора.
Окончание строительства в соответствии с действовавшими на то время нормами, также и его начало, предполагало особый порядок, заключавшийся в действиях по приемке объекта и вводе его в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 20 Правил о подрядных договорах по строительству (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 24.08.1955 г.) по окончании подрядчиком работ по отдельным объектам, а также по строительству в целом сторонами производится приемка и сдача работ. Заказчик обязан принять законченный объект, строительство которого выполнено в соответствии с проектом, рабочими чертежами и техническими условиями. При приемке работ сторонами составляется акт о соответствии произведенных работ заключенному договору, проекту, рабочим чертежам и техническим условиям с оценкой качества этих работ.
Форма акта приемки выполненных работ (форма N 2) также была утверждена Постановлением Совета Министров СССР от 24.08.1955 г. и носила обязательный характер.
Пунктом 23 Правил заказчику запрещалось использовать для своих нужд и для эксплуатации здания и сооружения, не законченные строительством, а также законченные подрядчиком здания и сооружения и смонтированное оборудование, не принятые по актам.
Помимо этого, пунктом 1 Постановлением Совмина РСФСР от 07.09.1946 N 595 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР" была установлена обязательная процедура приемки, которой подлежали все вновь выстроенные, восстановленные и реконструированные жилые и гражданские здания и сооружения (коммунально-бытового, административного, общественного, научного, медико-санитарного, учебно-просветительного, зрелищного, физкультурного, торгового, складского и прочего назначения).
Для приемки законченных строительством жилых домов, гражданских зданий и сооружений создавались приемочные комиссии в составе представителей инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля (председатель), коммунального хозяйства, госсанинспекции, пожарной охраны, застройщика и производившей строительство организации (пункт 2 Постановления).
Самовольное заселение и ввод в эксплуатацию жилых домов, гражданских зданий и сооружений без соответствующего разрешения был запрещен и влек ответственность виновных застройщиков (пункт 3).
Согласно пункту 8 Правил о порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений жилищного и гражданского назначения в городах, рабочих и курортных поселках РСФСР (Приложение к Постановлению Совета Министров РСФСР от 7 сентября 1946 г. N 595) о произведенной приемке приемочная комиссия составляет акт за подписями председателя, членов комиссии и лиц, привлеченных к участию в ней.
При этом по пункту 9 названных Правил акт приемки составляется в двух экземплярах и подлежит утверждению исполкомом городского или районного (по принадлежности) Совета депутатов трудящихся. По утверждению акта 1-й экземпляр его передается застройщику, а 2-й экземпляр, вместе с проектом и технической документацией, передается председателем приемочной комиссии в технический архив Главного архитектора города.
Сведений о том, объект был завершено строительством, передан застройщику по акту формы N 2, утвержденным Постановление Совмина РСФСР от 07.09.1949 г., а затем, введен в эксплуатацию в порядке Постановления Совмина РСФСР от 7 сентября 1946 г. N 595, в деле не имеется.
Акт N 1 на прием-сдачу земельного участка с находящимся на нем строениями, составленный 18.09.1961 г. (т.3, л.д.9-10), на который ссылается истец, не отвечает требованиям приведенных выше норм, подтверждая лишь, что на момент его подписания передаваемые строения не были завершены строительством и готовы к эксплуатации.
Исходя из изложенного, следует заключить, что истцу не удалось доказать факт создания спорного объекта в период действия законодательства, не предусматривавшего право собственности общественных организаций, как и то, что здание "Дома физкультурников" было возведено позднее, но за счет и в пользу государства.
Решение исполнительного комитета Тамбовского городского Совета депутатов трудящихся N 1179 от 31.12.1968 г. также не может служить основанием приобретения указанного здания в государственную собственность. Суд первой инстанции обоснованно указал, что названное решение не содержит сведений о передаче спорного объекта городскому комитету по физической культуре.
Как указывается в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 25.02.1998 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Поскольку материалами дела не подтверждены обстоятельства того, что к моменту разграничения государственной собственности в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, спорное имущество находилось в собственности государства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований.
Предметом рассмотрения по настоящему делу, помимо требований истца по первоначальному иску, стало встречное исковое требование Тамбовской региональной общественной организации - Российского физкультурно-спортивного общества "Спартак", в котором последнее заявляет свои права на спорное имущество.
Основанием встречного иска, при этом, послужили обстоятельства приобретательной давности, предусмотренные статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции было отказано в признании права собственности на спорное здание за обществом.
Апелляционный суд считает необходимым поддержать обжалуемое решение в этой части в связи со следующим.
Согласно ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В соответствии с пунктом 3 ст. 11 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие положений названной статьи распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 и продолжается в момент действия части первой Кодекса.
Право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Доказывая, что к моменту обращения в суд, сложились условия приобретения по давности, предусмотренные законом, общество сослалось на постановление президиума Совета Федерации профсоюзов Тамбовской области от 24.02.1992 г., которым Дом физкультурника по ул.К.Маркса, д.267 передавался в постоянное пользование облсовета "Спартак" (т.1, л.д.56).
Одним из оснований приобретательной давности, по смыслу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, является владение чужим имуществом как своим собственным, что исключает возможность применения названной статьи для приобретения имущества, которым лицо владеет и пользуется на основании соглашения с собственником, хотя и длительное время, но с сознанием того, что полученная вещь продолжает оставаться в собственности другого лица.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением и прекращением права собственности, следует иметь в виду, что нормы ст. 234 ГК РФ о приобретательной давности не подлежат применению в случаях, когда владение осуществлялось на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.) или имущество было закреплено за его владельцем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Принимая постановление 24.02.1992 г. Совет Федерации профсоюзов Тамбовской области не выразил намерения отказаться от перечисленного в нем имущества в пользу облсовета "Спартак", поэтому у последнего не возникло повода считать переданный в пользование Дом физкультурника своим собственным. Факт отчуждения спорного объекта не нашел отражения и в акте его приема-передачи от 03.03.1992 г. (т.1, л.д.109).
Кроме того, истцу во встречном иске не удалось подтвердить истечение срока приобретательной давности.
Выпиской из протокола конференции Тамбовской областной организации Российского спортивного общества "Спартак" от 24.09.1991 г. (т.8, л.д.78-83), свидетельством о регистрации общественного объединения от 05.02.2002 г. N 1-345 (т.7, л.д.136), подтверждено, что решение о создании общества было принято 24.09.1991 г.
Создание общества осуществлялось в период действия Закона СССР от 9 октября 1990 года N 1708-1 "Об общественных объединениях".
В соответствии со статьей 8 данного Закона общественные объединения создавались по инициативе не менее десяти граждан, созывающих учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав (положение, иной основополагающий акт) и образуются руководящие органы.
Согласно статье 11 Закона уставы вновь созданных общественных объединений подлежали регистрации. При этом устанавливалось, что общественное объединение либо его организации (органы) признавались юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством лишь со дня регистрации устава.
Подобная норма содержалась в пункте 15 Положения о добровольных обществах и союзах (утв. Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 10.07.1932), устанавливавшем, что добровольное общество или союз добровольных обществ считался организованным и пользовался правами юридического лица со дня утверждения устава. До этого учредители общества или союза могут предпринимать лишь такие действия, которые необходимы для его организации: созыв собраний учредителей, образование организационного бюро и т.п.
В соответствии с пунктом 14 названного Положения уставы добровольных обществ и союзов республиканского (АССР), краевого, областного и городского значения утверждаются, в зависимости от района их деятельности, президиумами ЦИКов автономных республик, соответствующими краевыми (областными) исполкомами или горсоветами; уставы обществ и союзов районного и сельского значения - соответствующими райисполкомами.
С 18.12.1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР "О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе" N 2057-1 функции регистрации уставов региональных общественных объединений были возложены на соответствующим органам юстиции той территории, на которую распространяется их деятельность.
Материалы дела не содержат сведений о том, что устав Тамбовской областной организации Российского спортивного общества "Спартак" был зарегистрирован в установленном порядке.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации от 05.04.2007 г. (т.7, л.д.38), свидетельства о регистрации общественного объединения от 24.02.1997 г. (т.8, л.д.20), государственная регистрация Тамбовской областной организации Российского спортивного общества "Спартак" имела место 24.02.1997 г. Данная регистрация производилась в период действия Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ, статья 18 которого устанавливает, что правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Таким образом, на момент передачи спорного объекта в пользование обществу, последнее не обладало статусом юридического лица, не могло иметь имущественные права и нести обязанности. В то же время, статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации возможностью приобретать имущество в силу давностного владения наделены граждане и юридические лица.
Исходя из изложенного, следует заключить, что установленный законом срок приобретательной давности для истца по встречному иску не может исчисляться ранее даты его государственного регистрации - 24.02.1997 г., и поэтому на момент рассмотренная настоящего спора не истек.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что, рассматривая спор, суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2008 года по делу N А64-12695/05-12-7-24 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-12695/05-12-7-24
Истец: Комитет экономического развития и Управления муниципальной собственностью Администрации г. Тамбова
Ответчик: Тамбовская Региональная организация-Российское физкультурно-спортивное общество "Спартак"
Третье лицо: Тамбовское областное объединение организаций профсоюзов, МОУ "СДЮСШОР N1"