Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 апреля 2009 г. N А48-3876/08-2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогоплательщика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - К.Н.И. - спец. 1 разр. ю/о (дов. от 05.03.2009 N 16),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла на решение от 17.11.2008 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 23.01.2009 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-3876/08-2, установил:
Закрытое акционерное общество "Н" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным пп. "а" п. 6 решения от 28.07.2008 N 30.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.11.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты по делу в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 02.07.2008 N 28 и принято решение от 28.07.2008 N 30 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу, в том числе, предложено уплатить пени за несвоевременную уплату ряда налогов в общей сумме 1663769,18 руб.
Основанием для указанных доначислений послужили данные, содержащиеся в справке N 29170 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" по состоянию на 01.01.2008.
Не согласившись в указанной части с ненормативным актом налогового органа, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Согласно пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ следует, что факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, указываются в акте проверки.
В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения.
По правилам п. 8 ст. 101 НК РФ в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Поскольку в обоснование предложения уплатить оспариваемые налогоплательщиком суммы пеней иных, помимо данных справки N 29710, доказательств Инспекцией в ходе проверки не выявлено, вывод суда о несоблюдении налоговым органом при вынесении решения от 28.07.2008 N 30 положений ст.ст. 100, 101 НК РФ является законным и обоснованным.
Пунктом 1 статьи 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В силу п. 6 ст. 75 НК РФ к пеням применяется тот же порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Судом правомерно указано, что пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства, следует признать, в связи с чем срок на взыскание пени истекает одновременно с истечением срока для взыскания недоимки по конкретному налогу.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в том числе актом сверки взаимных расчетов от 07.11.2008, сроки для принудительного взыскания спорных сумм пени истекли.
С учетом сроков, установленных статьями 45-47, 70 НК РФ суд кассационной инстанции признает данный вывод правильным.
Признавая неправомерным начисление Обществу пени по налогу на пользователей автодорог за 2003-2005 годы в сумме 63554,17 руб., суд обоснованно исходил из следующего.
Материалами дела подтверждено, что Управлением автомобильных дорог по Орловской области вынесено решение 29.12.2001 N 1 о проведении реструктуризации задолженности Общества по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1335971 руб. с 2002 года сроком на 5 лет, а также по пени и штрафам в сумме 1228220 руб. сроком на 3 года, начиная с 2007 года. 29.12.2001 ИМНС России по Советскому району г. Орла, ГУ "У" и налогоплательщиком подписан график погашения задолженности по начисленным налогам и пеням по территориальному дорожному фонду, которым установлен порядок оплаты налога на пользователей автомобильных дорог и пени, начисленной по данному налогу.
Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, Общество в соответствии с утвержденным графиком производило уплату всех установленных графиком платежей (налога, процентов) и в настоящее время осуществляет погашение пени, срок уплаты которой установлен до 2009 года.
Вместе с тем, налоговый орган произвел доначисление пени по налогу на пользователей автодорог за 2003-2005 годы сверх установленного графиком погашения задолженности размера, в связи с чем данная сумма была необоснованно повторно начислена.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности (ч. 2 ст. 25 Закона).
Согласно ч. 3, 4 ст. 25 Закона взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 данного Федерального закона, либо в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, органом, уполномоченным производить начисление страхователям пеней в связи с несвоевременной уплатой ими страховым взносов на обязательное пенсионное страхование, а также осуществлять их взыскание, являются органы Пенсионного фонда РФ, в связи, в связи с чем начисление по оспариваемому решению пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 180061,06 руб. обоснованно признано судом неправомерным.
Кроме того, согласно требованию ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области от 29.09.2008 N 1799 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и расчету задолженности по страховым взносам и пеням за 1 полугодие 2008 года задолженность Общества по пени на страховую часть трудовой пенсии составляет 11255,91 руб., по пени на накопительную часть трудовой пенсии составляет 791,9 руб.
Указанные суммы пени были уплачены ЗАО "Н" платежными поручениями от 02.10.2008 N 360 и N 361.
По правилам п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 277 АПК РФ в кассационной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.
Иных, помимо исследованных арбитражным судом, доказательств, подтверждающих законность вынесения решения от 28.07.2008 N 30 в оспариваемой налогоплательщиком части, Инспекцией в кассационной жалобе не заявлено.
Кроме того, налоговым органом в нарушение требований п. 4 ч. 2 ст. 277 АПК РФ не указано, какие нормы права неправильно применены судом, основания, подтверждающие законность начисления налогоплательщику пеней на недоимку по налогу на пользователей автодорог и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в жалобе фактически указывается на отсутствие доказательств своевременной уплаты Обществом налогов, на которые были начислены оспариваемые суммы пени.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 17.11.2008 Арбитражного суда Орловской области и постановление от 23.01.2009 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А48-3876/08-2 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 апреля 2009 г. N А48-3876/08-2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании