Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 апреля 2009 г. N А62-2478/2008 (Ф10-1037/2009)
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 9365/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: ООО "С", г. Смоленск - не явились, извещены надлежаще, от ответчиков: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, г. Москва - не явились, извещены надлежаще, Субъект РФ - Смоленская область в лице Департамента Смоленской области по социальному развитию, г. Смоленск - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30 октября 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 года по делу N А62-2478/2008, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - ООО "С") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по социальному развитию о взыскании убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за газ отдельным категориям граждан в период с 01.07.2007 по 30.04.2008 в размере 12084 руб. 34 коп.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец увеличил заявленные исковые требования и просил взыскать убытки в размере 20398 руб. 93 коп. за период с 01.07.2007 по 31.08.2008.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 30.10.2008 года исковые требования удовлетворены частично и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 17287 руб. 23 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
При этом заявитель кассационной жалобы считает, что истцом в установленном порядке не подтверждено наличие убытков.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. С учетом требований ст. 284 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для её удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 01.01.2007 года и 01.01.2008 года между Департаментом Смоленской области по социальному развитию (Департамент) и ООО "С" (исполнитель) были заключены договоры N 732 и N 155, согласно которым исполнитель обязался, в частности, оказать услуги льготным категориям граждан с учетом мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", а Департамент, в свою очередь, обязался компенсировать исполнителю фактически понесенные им расходы на указанные цели по мере поступления денежных средств.
В период 2007 года, а также января - августа 2008 года истец оказывал населению коммунальные услуги по газоснабжению, предоставляя льготу гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Общая сумма убытков за периоды 2007 года, а также января - августа 2008 года, с учетом НДС составила 20398 руб. 93 коп.
Ссылаясь на отказ Департамента Смоленской области по социальному развитию в установленном порядке возместить понесенные расходы ООО "С" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд исходил из их обоснованности и правомерности. При этом, определяя размер убытков, арбитражный суд области исключил из него сумму налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции находит указанный вывод арбитражного суда соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных указанной нормой, относятся и обязательства вследствие причинения вреда.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 10 ФЗ РФ "О ветеранах" осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьями 14 - 19 и 21 названного Закона установлены льготы в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими, а также в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 названного Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и таблице 25 приложения 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" бюджету Смоленской области на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан были предусмотрены субвенции: в 2007 году - 426044,8 тыс. руб.; в 2008 году - 614026,8 тыс. руб.
Как следует из выписок с лицевого счета получателя средств бюджета субъекта РФ - Департамента Смоленской области по социальному развитию, в 2007 году поступило 481620999,24 руб., с января по октябрь 2008 - 365406916 руб. 90 коп. (т. 2, л.д. 113-114).
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации - Смоленской областью выделенных из федерального бюджета субвенций на реализацию Федерального закона "О ветеранах" материалы дела не содержат.
Более того, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие фактическое предоставление льгот истцом отдельным категориям граждан, в частности, учетные карточки абонентов, расчеты, счета, сводные реестры расходов, списки получателей мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг с учетом субвенций, субсидий, предоставляемых из бюджетов всех уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, исключив из суммы заявленных ко взысканию убытков сумму налога на добавленную стоимость.
Суд кассационной инстанции считает необоснованным довод заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражным судом применен закон, не подлежащий применению в части распространения льгот по оплате коммунальных услуг на членов семей инвалидов войны.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ РФ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляется скидка в размере 50% на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 11 указанного Закона законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В частности, к числу таких нормативных правовых актов относится постановление Совета Министров СССР N 209 от 23.02.1981 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих".
Пунктом 17 указанного Положения определено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членами их семей, а также семьям, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 423-О от 04.12.2003 г. федеральный законодатель вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е", "з"), 39, 40 и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1 часть 1, статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Положения Федерального закона "О ветеранах" во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О установлено, что признание абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.
Как правомерно указал арбитражный суд, сама по себе утрата силы пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления им равноценной компенсации.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации N 524-О от 07.12.2006 года внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в системе правового регулирования не может рассматриваться как препятствующее пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.
Как правомерно установлено арбитражным судом, вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции с истца были взысканы льготы по оплате коммунальных услуг в отношении членов семей ветеранов (т. 1, л.д. 100-140).
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указал, что если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 30 октября 2008 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2008 года по делу N А62-2478/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 апреля 2009 г. N А62-2478/2008 (Ф10-1037/2009)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании