Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 апреля 2009 г. N А64-4928/08-22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества З.А.С. - директора (паспорт), К.А.П. - представителя (дов. от 17.04.2009 N 4, разовая), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по делу N А64-4928/08-22, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Л" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции ФНС России по г.Тамбову от 27.05.2008 N 89 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 62995 руб., доначисления налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2005 года в сумме 141864 руб., за 3 квартал 2007 года в сумме 106143 руб., пени по НДС в сумме 58065 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 30.10.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции ФНС России по г. Тамбову от 27.05.2008 N 89 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 40144 руб., доначисления НДС в сумме 141864 руб. (4 квартал 2005) и в сумме 106143 руб. (3 квартал 2007), пени по НДС в сумме 46580,94 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция ФНС России по г. Тамбову просит решение и постановление судов в части удовлетворенных требований общества отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения и постановления судов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей общества, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией ФНС России по г. Тамбову проведена выездная налоговая проверка ООО "Л" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе по НДС за период с 01.01.2005 по 30.09.2007, по результатам которой составлен акт от 29.04.2008 N 80 и принято решение от 27.05.2008 N 89 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе за неполную уплату НДС в сумме 62995 руб., налогоплательщику доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 314973 руб. и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 58065 руб.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления НДС в сумме 248007 руб., пени по НДС в сумме 58065 руб., а также налоговой санкции в сумме 62995 руб., ООО "Л" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), налогоплательщику представлялось право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно статье 171 Налогового Кодекса вычетам подлежали суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Таким образом, для реализации права на вычет необходимо соблюдение следующих условий: оплата товара с учетом налога на добавленную стоимость, его поступление и оприходование, наличие счетов-фактур, соответствующих требованиям ст. 169 НК РФ.
Как следует из материалов дела, в 4 квартале 2005 года ООО "Л" включило в налоговые вычеты сумму 141864 руб. по счетам-фактурам N 2 от 20.12.2005 на сумму 600000 руб. (НДС - 91525 руб.), N 3 от 28.12.2005 на сумму 330000 руб. (НДС - 50339 руб.), выставленным ООО "М" за выполненные работы по договорам подряда.
Налог на добавленную стоимость в сумме 141864 руб., по счетам-фактурам, выставленным ООО "М", предъявлен обществом к вычету в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2005 года.
Однако данные работы были оплачены налогоплательщиком в 1 полугодии 2006 года платежным поручением N 10 от 13.02.2006 на сумму 500000 руб., платежным поручением N 9 от 16.03.2006 на сумму 330000 руб., расходным кассовым ордером N 3 от 19.04.2006 на сумму 50000 руб., и N 15 от 04.05.2006 на сумму 50000 руб. Всего оплачено 930000 руб., сумма НДС - 141864 руб.
Таким образом, поскольку оплата выполненных подрядных работ произведена ООО "Л" в 1 и 2 кварталах 2006 года, то в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2005 года налогоплательщиком неправомерно предъявлен к вычету НДС в сумме 141864 руб. по подрядным работам, выполненным ООО "М".
Между тем, при определении налоговых обязательств заявителя инспекцией не учтены положения ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Из материалов дела усматривается, что выездной налоговой проверкой охвачен период с 01.01.2005 по 30.09.2007, однако, в оспариваемом решении инспекции не отражен факт применения налогоплательщиком налоговых вычетов в сумме 141864 руб. в 1 и 2 кварталах 2006 при наличии оснований для такого вычета, что не соответствует целям налоговой проверки (ст. 87 НК РФ) и обязанности налогового органа, закрепленной в п.п. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о неправомерности доначисления обществу НДС в сумме 141864 руб. по результатам выездной налоговой проверки.
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно п. 15 Приказу N 1 от 10.01.2007 г. "Об учетной политике на 2007 год" выручка от реализации товаров, работ и услуг отражается ООО "Л" на счете 90 "Реализация продукции, товаров, работ и услуг" и считается по мере отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов (счетов-фактур с приложением актов выполненных работ, товарной накладной на отпуск товара).
Как следует из материалов дела, между ООО "Л" и ОАО "Московский завод "К" в лице филиала "К" заключены договор N 232 от 07.08.2007 на общую сумму 537739 руб. (НДС - 82028,13 руб.) на выполнение работ по замене фильтров химводоподготовки и питательного трубопровода котлов в котельном отделении филиала и замене бака горячего водоснабжения и отопления в котельном отделении филиала и договор N 225 от 13.07.2007 г. на выполнение работ по реконструкции брагоректификационного аппарата филиала стоимостью 1541633,76 руб. (НДС - 235164,47 руб.) и дополнительное соглашение N 1 к данному договору на сумму 160342,73 руб., (НДС - 24458,40 руб.). Оплата по данным договорам осуществляется в размере 50% после подписания договоров (предоплата) и окончательный расчет в течение 10 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ и выставления счета.
По условиям договоров по завершению работ Подрядчик предоставляет Заказчику акт сдачи-приемки выполненных работ. Датой исполнения Подрядчиком своих обязательств считается дата подписания обеими сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ.
В соответствии с условиями заключенных договоров ООО "Л" (Подрядчик) направило ОАО "Московский завод "К" (Заказчик) акты-приемки выполненных работ, указав в них текущую дату оформления актов (24.08.2007, 15.09.2008).
Подписанные Заказчиком акты выполненных работ поступили в ООО "Л" в 4 квартале 2007 года в связи с проверкой объемов выполненных работ, выполненных для филиала, головным предприятием ОАО "Московский завод "К".
Таким образом, счета-фактуры по выполненным работам правомерно выставлены обществом только после получения 19.11.2007 двусторонне подписанных актов.
Следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления ООО "Л" НДС в сумме 106143 руб. за 3 квартал 2007 года, а также штрафа в сумме 21229 руб. и пени в сумме 7839,55 руб.
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2009 по делу N А64-4928/08-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции ФНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2009 г. N А64-4928/08-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании