Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 мая 2009 г. N А23-971/08Б-8-46-ДСП (Ф10-1802/09)
(извлечение)
См. также определения ФАС ЦО от 24 апреля 2009 г. N А23-971/08Б-8-46-ДСП, от 13 августа 2009 г. N А23-971/08Б-8-46-ДСП (Ф10-1802/09(2)), от 7 июня 2010 г. N Ф10-1802/09 по делу N А23-971/08Б-8-46ДСП и постановления ФАС ЦО от 9 сентября 2011 г. N Ф10-1802/09 по делу N А23-971/08Б-8-46-ДСП, от 15 февраля 2013 г. N Ф10-1802/09 по делу N А23-971/2008, от 20 мая 2013 г. N Ф10-1802/09 по делу N А23-971/2008
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, от заявителя по делу: МИФНС России N 3 по Калужской области - К.Е.А., Т.Д.И. - представители (дов. б/н от 18.11.08), от конкурсного управляющего МП "Б" Б.О.А. - не явились, извещены надлежаще; от заявителя кассационной жалобы: Министерство энергетики Российской Федерации М.М.Х. - представитель (дов. N сш-875 от 29.07.08, уд. N 38/07 от 06.10.08), У.Н.Г. - представитель (дов. N 6ш-873 от 29.07.08, уд. N 0127/07 от 07.10.08), Д.В.П. - представитель (дов. N 695/05 от 20.05.09), Городская Управа МО "Г" - Б.А.С. - представитель (дов. 3286/05 от 10.03.09),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.11.2008 по делу N А23-971/08Б-8-46-ДСП, установил:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции N 3 по Калужской области (далее-уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротстом) муниципального предприятия "Б" в связи с наличием у должника просроченной более трех месяцев задолженности по обязательным платежам в сумме, превышающей 100000 рублей.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 07.11.2008 требования уполномоченного органа в части основной задолженности (недоимки) в сумме 376524 руб. 05 коп. признаны обоснованными, в отношении МП "Б" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Б.О.А.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.11.2008 МП "Б" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства сроком на 1 год, до 07.11.2009. Суд отстранил органы управления муниципального предприятия "Б" от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом должника и обязал органы управления муниципального предприятия "Б" в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, а также печати, штампы, материальные и иные ценности.
В апелляционом порядке вышеуказанное решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого по делу судебного акта, просит решение от 07.11.2008 отменить.
Кассатор полагает, что процедура признания МП "Б" несостоятельным (банкротом) должна проводитья с учетом положений Федерального закона от 24.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 24.06.1999 г."
При этом заявитель считает, что суд первой инстанции, в нарушении ст. 7 вышеуказанного Федерального Закона и п. 4.4.8 Положения о Министерстве энергетики РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400, необоснованно не привлек Министерство к участию в деле.
В судебном заседании кассационной инстанции представители Министерства энергетики Российской Федерации поддержали доводы жалобы, а представители МИФНС России N 3 по Калужской области и Городской Управы МО "Г", считая оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий МП "Б" Б.О.А. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, указывая на то, что должник не является предприятием, относящимся к субъектам естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает необходимым производство по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации прекратить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, уполномоченный орган просил признать МП "Б" несостоятельным (банкротом) на основании ст. 3, 6, 39 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ ввиду неисполнения последним денежных обязательств в течение более трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Обращаясь с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.11.2008, которым МП "Б" признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства, Министерство энергетики Российской Федерации сослалось на то, что после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства МП "Б" приобрело статус юридического лица - субъекта естественной монополии в результате передачи части функций по водоснабжению, водоотведению, ремонту и содержанию жилья, ранее принадлежащих МП "Б", сторонним организациям.
Однако, суд кассационной инстанции полагает, что основания для отнесения МП "Б" к субъектам естественных монополий топливно-энергетического комплекса отсутствуют.
Согласно п. 1 ст. 197 Федерального закона от 28.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для целей данного Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В силу ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Согласно ст. 4 настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в таких сферах, как транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
Федеральным законом от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) естественных монополий топливно-энергетического комплекса" установлены специальные правила банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
Согласно п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 1 названного Закона он устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) и проведения процедур банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70% об общей суммы выручки от реализации.
Закон "Об особенностях несостоятельности (банкротстве) естественных монополий и проведения процедур банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" выходит за рамки круга субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, определенные им в ст. 3 и 4, и распространяет свое действие на другие организации топливно-энергетического комплекса при условии, что их основная деятельность связана с производством электрической, тепловой энергии и добычей природного газа, а сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг, производимых при осуществлении такой деятельности, превышает 70% от общей суммы выручки (п. 2 ст. 1 Закона).
Между тем, сведения об осуществлении МП "Б" деятельности, предусмотренной вышеназванными нормами материального права, в представленных материалах дела отсутствуют.
Так, из п. 3.2 Устава МП "Б" усматривается, что предметом основной деятельности являются "организация разработки и реализации программы реформирования ЖКХ муниципального образования.
Согласно Сведениям о видах экономической деятельности, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности должника является удаление и обработка твердых бытовых отходов (код ОКВЭД - 90.00.2), дополнительными видами деятельности являются: уборка территории и аналогичная деятельность (90.00.3), чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования (74.70.1), устройство покрытий зданий и сооружений (45.22), производство прочих строительных работ (45.25).
В балансе по форме 1 от 19.03.2008 основным видом деятельности МП "Б" является предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Как усматривается из материалов дела, на момент введения в отношении должника процедуры наблюдения выручка от реализации жилищно-коммунальных услуг, указанной в отчете по форме 2. "Отчет о прибылях и убытках" от 08.04.2008 составила 66 % от общей суммы выручки от реализации.
Доказательств, свидетельствующих о включении должника в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе на дату принятия решения о признании банкротом, в деле не имеется и заявителем кассационной жалобы не представлено.
Следовательно, к спорным отношениям не применяется Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".
В соответствии со ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В силу ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом кассационного обжалования судебных актов обладают лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Заявитель кассационной жалобы - Министерство энергетики Российской Федерации не является лицом, участвующим в деле о банкротстве МП "Б"; решение о признании должника банкротом не затрагивает права и обязанности заявителя жалобы, в связи с чем жалоба считается поданной лицом, не имеющим права на кассационное обжалование.
В этой связи производство по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.11.2008 по делу N А23-971/08Б-8-46-ДСП подлежит прекращению применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, суд определил:
Производство по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.11.2008 по делу N А23-971/08Б-8-46-ДСП прекратить.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2009 г. N А23-971/08Б-8-46-ДСП (Ф10-1802/09)
Текст определения предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании