Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 мая 2009 г. N А62-2212/2008 (Ф10-1767/09)
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 апреля 2009 г. N А62-2212/2008
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей при участии в заседании: от истца А.М.А. - начальника отдела (доверенность N 23 от 23.05.2008 г.), от ответчика - не явился, извещен, от третьего лица - Б.И.В. - начальника отдела (доверенность N 1184 от 15.05.2007 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской обл. от 12 января 2009 г. по делу N А62-2212/2008, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П", г. Смоленск, (далее - ООО "П"), обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска (далее - Управление ЖКХ Администрации города Смоленска), о признании необоснованным отказа заказчика от подписания актов сдачи-приемки выполненных работ и взыскании 6748879 руб. долга.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "П" отказалось от требований в части признания необоснованным отказа заказчика от подписания актов сдачи-приемки выполненных работ, уменьшило размер исковых требований до 6365812 руб. 10 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Смоленское муниципальное унитарное предприятие "Г" (далее СМУП "Г").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.01.2009 иск удовлетворен. Производство по делу в части требований о признании необоснованным отказа Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Смоленска от подписания актов приема-сдачи выполненных работ прекращено.
В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, Управление ЖКХ Администрации города Смоленска обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Арбитражного суда Смоленской области от 12.01.2009 как незаконного.
В судебном заседании представители ООО "П" и СМУП "Г" доводы кассационной жалобы не признали, считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель Управления ЖКХ Администрации города Смоленска, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для её удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, распоряжением Главы города Смоленска от 20.04.2007 N 223-р в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 в целях защиты населения от чрезвычайной ситуации, вызванной незаконными действиями ООО "К", выразившимися в остановке очистных сооружений и прекращении приема фекальных стоков от жилых домов, с 12 ч. 00 мин. 20.04.2007 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Промышленного района в районе улиц С. - О.
Распоряжением Администрации города Смоленска от 04.05.2007 N 482-1 р/адм в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Управлению ЖКХ Администрации города Смоленска поручено провести размещение муниципального заказа по строительству самотечного канализационного коллектора от жилой застройки по улице Соболева у единственного подрядчика - ООО "П", а Финансово-казначейскому Управлению Администрации города Смоленска выделить денежные средства Управлению ЖКХ Администрации города Смоленска в сумме 7227615 руб. на проведение работ.
На основании распоряжения Администрации города Смоленска от 04.05.2007 N 482-1 р/адм между Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска (заказчик) и ООО "П" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 17 от 04.05.2007 на строительство самотечного канализационного коллектора от жилой застройки по улице Соболева в городе Смоленске.
Согласно пунктам 1.2.-1.3 контракта подрядчик обязался выполнить работы по строительству самотечного канализационного коллектора от жилой застройки по улице Соболева в г. Смоленске в срок с 04.05.2007 по 28.06.2007 согласно договорной цене, рассчитанной на основании сметной документации, являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик - принять и оплатить результат работы.
Для выполнения работ заказчик предоставляет подрядчику необходимую проектно-сметную документацию (пункт 1.4. контракта).
Стороны согласовали, что работа выполняется из материалов подрядчика, с использованием оборудования подрядчика. Работа считается выполненной после подписания акта приемки объекта капитального строительства заказчиком или его уполномоченным представителем и подрядчиком, и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункты 1.5., 1.6. контракта).
Согласно пункту 3.1 контракта предварительная стоимость выполняемых работ, определенная на основании сметной документации, прилагаемой к контракту, составляет 7227615 руб., включая НДС. Окончательная договорная цена определяется на основании положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации на строительство самотечного канализационного коллектора. Договорная цена остается постоянной и изменению не подлежит.
Оплата производиться авансовым платежом в размере 30 % от договорной цены, включая оплату за строительные материалы (пункт 3.2 контракта).
В силу пункта 3.3 контракта заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненные работы по окончанию работ в целом по законченному строительством объекту согласно акту приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию, составленных на основании предварительных актов о приемке выполненных работ по форме КС 2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и платежно-расчетных документов.
Областным государственным учреждением "У" 06.09.2007 дано положительное заключение N 69/112-07/ГЭ-67 по рабочему проекту самотечного канализационного коллектора от жилой застройки по улице Соболева в городе Смоленске, из которого следует, что проектная документация разработана СМЦУП "Г" и ОАО "С" (заключение об инженерно-геологических условиях) на основании задания на проектирование, не утвержденное начальником УЖКХ Администрации города Смоленска и технических условий СМУП "Г". Общая стоимость работ согласно указанному заключению составляет 2607468 руб.
Согласно представленным ООО "П" справкам формы КС-2 и КС-3, актам о приемке выполненных работ, во исполнение контракта N 17 от 04.05.2007 подрядчиком были выполнены работы на сумму 6748879 руб.
Ссылаясь на неисполнение Управлением ЖКХ Администрации города Смоленска обязательства по оплате выполненных работ в полном объеме, ООО "П" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
В силу ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ст. 744 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 настоящей статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
В силу п. 4.1. ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных частями 6, 6.2, 6.3 настоящей статьи.
Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом.
Как установлено арбитражным судом, в связи с наличием чрезвычайной ситуации подрядчик приступил к работе, используя проектно-сметную документацию, не прошедшую государственную экспертизу. При этом, положительное заключение на рабочий проект самотечного канализационного коллектора N 69/112-07/ГЭ-67 было получено уже после фактического выполнения истцом работ по строительству коллектора.
Из заключения N 69/112-07/ГЭ-67 также усматривается, что удешевление стоимости работ произошло в связи с изменением рекомендуемого метода выполнения работ (прокладки коллектора) и используемых материалов, отличных от фактически примененных подрядчиком на момент выдачи указанного заключения.
При таких обстоятельствах, как правильно указал арбитражный суд, последующее изменение проектно-сметной документации в процессе получения положительного заключения государственной экспертизы не может являться основанием для уменьшения цены контракта.
Факт выполнения истцом работ подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе справками о стоимости выполненных работ, актами о приемке выполненных работ, актом готовности самотечного коллектора от жилой застройки по ул. С. в городе Смоленске к вводу в эксплуатацию от 25.10.2007, а также распоряжением Главы города Смоленска от 01.11.2007 N 562-р, которым законченный строительством самотечный канализационный коллектор от жилой застройки по улице Соболева в городе Смоленске введен в эксплуатацию.
Согласно заключению эксперта N 273/08 действительная стоимость работ, выполненных ООО "П", по строительству самотечного канализационного коллектора от жилой застройки по улице Соболева в городе Смоленске составляет 6365812 руб. 10 коп.
В соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд обоснованно признал их достоверно подтверждающими факт выполнения ООО "П" работ для истца на сумму 6365812 руб. 10 коп. При этом, судом учтены имеющиеся в доказательствах отдельные противоречия, которые не повлияли на правильность вывода суда об их достаточности для установления указанного факта.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что выполненные работы имеют недостатки, которые не позволяют обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта, противоречат имеющимся в деле доказательствам, в частности акту готовности самотечного коллектора от жилой застройки по ул. С. в городе Смоленске к вводу в эксплуатацию от 25.10.2007, подписанному, в том числе, представителем ответчика.
Кроме того, указанный довод ранее ответчиком не заявлялся, и не был предметом исследования суда первой инстанций. Исследование и оценка доводов, впервые заявленных суду кассационной инстанции, не входит в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции.
Довод Управления ЖКХ Администрации города Смоленска о том, что подрядчиком были нарушены сроки выполнения работ, в связи с чем в силу п. 5.1 контракта N 17 от 04.05.2007 истец обязан уплатить ответчику пеню в размере 2291692 руб. не может быть принят во внимание, поскольку данное требование не является предметом настоящего спора. Вместе с тем, ответчик не лишен возможности самостоятельно обратиться в арбитражный суд с данным требованием, также как и с требованиями о недостатках к качеству работ, выявленных после ввода коллектора в эксплуатацию.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 п. 1 ч. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской обл. от 12 января 2009 г. по делу N А62-2212/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4.1. ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных частями 6, 6.2, 6.3 настоящей статьи.
Согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 мая 2009 г. N А62-2212/2008 (Ф10-1767/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании