Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 апреля 2009 г. N А35-1458/08-С2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от налогового органа - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Областного государственного социального учреждения "В" - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Комитета социального обеспечения Курской области (третье лицо) - не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2008 по делу N А35-1458/08-С2, установил:
Инспекция федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о взыскании с Областного государственного социального учреждения (далее - Учреждение, налогоплательщик) недоимки и пени по ЕНВД на общую сумму 8118,05 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.07.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права и десоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит суд отказать в её удовлетворении, поскольку полагает, что доводы заявителя жалобы уже являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции, все они отражены в состоявшихся по делу решении и постановлении и им дана правильная правовая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на неё, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела усматривается, что Учреждение 16.08.2007 представило в Инспекцию налоговые декларации по ЕНВД за 1 квартал 2004 года с суммой налога к уплате в размере 2496 руб., полугодие 2004 года с суммой налога к уплате в размере 2496 руб. и 9 месяцев 2004 года с суммой налога к уплате 2496 руб.
Поскольку налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок указанные суммы налога уплачены не были, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом были начислены пени в сумме 630,05 руб.
Требование N 62731 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.08.2007 в установленный срок Учреждением в добровольном порядке исполнено не было, в вязи с чем Инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Законом Курской области от 26.11.2002 г. N 54-ЗКО "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (действующим до 01.01.2006) на территории Курской области введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Из анализа указанных статей следует, что признание того или иного лица налогоплательщиком ЕНВД и, соответственно, возникновение у него обязанности по исчислению и уплате единого налога законодатель связывает с фактическим осуществлением им видов предпринимательской деятельности, поименованных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Статьей 346.27 НК РФ определены основные понятия, используемые в гл. 26.3 НК РФ, исходя из которой, розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (абз. 8 ст. 346.27 НК РФ).
Из буквального толкования указанной нормы следует, что основным критерием для отнесения торговли к розничной законодатель определил наличный расчет.
Приведенное понятие розничной торговли действовало до 01.01.2006, до внесения в него изменений в соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Согласно названным изменениям с 01.01.2006 к розничной торговле относится деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу, в связи с чем суд обоснованно указал, что понятие розничной торговли, содержащееся в абз. 8 ст. 346.27 НК РФ в редакции ФЗ от 21.07.2005 N 101-ФЗ, может применяться к рассматриваемым правоотношениям по вопросу применения Учреждением системы налогообложения в виде ЕНВД в 2004 году.
Указанный вывод суда подтверждается позицией Минфина РФ, содержащейся в письме от 15.09.2005 N 03-11-02/37.
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, лишь в случаях, когда они не определены непосредственно в Налоговом кодексе РФ.
В ст. 2 ГК РФ указано, что предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 492 ГК РФ, договор розничной купли-продажи является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).
На основании ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (п. 2 ч. 1 ст. 426 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что ОГСУ "В" является областным государственным социальным учреждением, созданным на основании Постановления Губернатора Курской области N 430 от 06.08.1998 "О создании областного государственного социального учреждения "В" в целях финансовой поддержки и обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Согласно Порядку возмещения расходов, связанных с реализацией продукции через областное государственное социальное учреждение "В", утв. Постановлением Губернатора от 05.04.2001 N 328, расходы, связанные с функционированием данного учреждения, производятся из областного бюджета за счет средств, предусмотренных по статье "Прочие расходы".
Издержки обращения государственного социального учреждения "В" и его филиалов формируются в размере 10 процентов от стоимости поставленных Учреждению предприятиями продовольственных товаров (с учетом НДС).
Выручка от реализации продукции за минусом расходов на издержки обращения (10%) в сумме, указанной в расчетах, засчитывается как очередное финансирование из областного бюджета и остается в распоряжении государственного социального учреждения "В" для последующей закупки продукции.
Вышеуказанным нормативным актом также были утверждены ассортиментный перечень продовольственных товаров по льготным ценам для социального обслуживания в областном государственном социальном учреждении "В" и его филиалах участников и инвалидов войны, матерей и несовершеннолетних детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей, и нормы отпуска продовольственных товаров на 1 человека в месяц и Порядок обеспечения продовольственными товарами по льготным ценам в областном государственном социальном учреждении "В" и его филиалах участников и инвалидов войны, матерей и несовершеннолетних детей военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей.
В соответствии с Правилами обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам в областном государственном социальном учреждении "В", утвержденным Постановлением Правительства Курской области N 250 от 27.12.2006, право на обеспечение продовольственными товарами по сниженным ценам имеют постоянно проживающие на территории Курской области следующие категории граждан: участники Великой Отечественной войны; инвалиды Великой Отечественной Войны и инвалиды боевых действий; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, в возрасте старше 80 лет и являющиеся инвалидами 1 или 2 групп; матери или отцы и несовершеннолетние дети военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) при исполнении воинского долга в Республике Афганистан, Чеченской Республике, а также при исполнении должностных обязанностей.
Согласно Уставу ОГСУ "В", целью создания Учреждения являются финансовая поддержка и создание условий для обеспечения ветеранов войны и труда продуктами питания по доступным ценам.
Оценивая названные фактические обстоятельства спора во взаимосвязи с требованиями вышеназванных законодательных норм по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному выводу о том, что в проверяемый период (2004 год) Учреждение предпринимательской деятельностью в виде розничной купли-продажи товаров в смысле, придаваемом указанному понятию нормами ГК РФ, не занималось, поскольку продукты питания реализовывались только лицам, указанным в Правилах обеспечения граждан продовольственными товарами по сниженным ценам, свободной реализации товаров для всех категорий граждан в Учреждении не было (не действуют правила о публичном договоре), цель извлечения прибыли налогоплательщиком не преследовалась. Доказательств обратного Инспекцией суду не представлено.
С учётом изложенного, кассационная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Учреждение в рассматриваемом случае не является плательщиком ЕНВД, в связи с чем Инспекции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Инспекции по делу в ходе разрешения спора по существу, они не опровергают выводов судов, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2008 по делу N А35-1458/08-С2 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 апреля 2009 г. N А35-1458/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании