Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 июля 2009 г. N Ф10-2605/09 по делу N А08-5831/2008-25
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2010 г. по делу N А08-5831/2008-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ОАО "Б" - не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, от УФНС России по Белгородской области - В.А.М. - ведущего специалиста-эксперта, дов. N 05-19/4 от 12.0.2009, от ИФНС России по г. Белгороду - З.С.А. - главного специалиста-эксперта, дов. N 46 от 10.12.2007; В.Н.А. - ведущего специалиста-эксперта, дов. N 17 от 10.03.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы УФНС России по Белгородской области и ИФНС России по г. Белгороду на решение арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А08-5831/2008-25, установил:
Открытое акционерное общество Банк ВТБ в лице филиала ОАО Банк ВТБ в г. Белгороде (далее - Общество, Банк, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФНС России по Белгородской области (далее - Управление) и ИФНС России по г. Белгороду (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения УФНС России по Белгородской области N 112 от 04.06.2008 и обязании произвести возврат переплаты налога на прибыль в части зачисляемой в местный бюджет в сумме 31199 руб.
В порядке ст. 49 АПК РФ налогоплательщик изменил свои требования и просил суд обязать ИФНС России по г. Белгороду возвратить ОАО "Б" налог на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, в сумме 24687 руб.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2008 заявление налогоплательщика удовлетворено в полном объёме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
УФНС России по Белгородской области и ИФНС России по г. Белгороду не согласились с вынесенными по делу судебными актами и обратились в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просят их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав пояснения представителей Управления и Инспекции, кассационная инстанция полагает необходимым отменить обжалуемые решение и постановление ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Обществом в 2006 году была обнаружена ошибка в исчислении налога на прибыль, в связи с чем, 29.12.2006 по месту нахождения обособленного подразделения в г. Белгороде налогоплательщиком была представлена уточненная налоговая декларация за 2003 год, согласно которой сумма налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, к уплате составила 109351 руб. По первоначальной декларации за 2003 год к уплате в бюджет было исчислено 134038 руб.
С учетом представления уточненной налоговой декларации обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет, уменьшилась на 24687 руб.
Общество неоднократно обращалось в налоговый орган с письмами о возврате излишне уплаченного налога N 2213/401100 от 29.12.2006, N 275/401100 от 04.04.2007, N 858 от 27.12.2007, N 135 от 12.03.2008
ИФНС России по г. Белгороду рассмотрев заявление Банка от N 858 от 27.12.2007 решением от 21.01.2008 N 39 в удовлетворении заявления отказала, ссылаясь на то, что переплата по налогу на прибыль зачисляемая в областной бюджет была зачтена в счет авансовых начислений, а переплата образовавшаяся по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, не может быть возвращена, так как заявление о возврате подано по истечении трех лет со дня уплаты налога. В дополнение к указанному решению налоговый орган письмом от 28.02.2008 N 10-34/2677 сообщил Банку о том, что к заявлениям о возврате переплаты по налогу на прибыль налогоплательщиком не приложена доверенность на лицо подписавшее заявление.
В ответ на заявление от 12.03.2008 N 135 Инспекция решением от 24.03.2008 N 413 отказала в его удовлетворении в связи с тем, что переплата по уточненной налоговой декларации за 2003 год по налогу на прибыль, зачисляемому в областной бюджет, зачтена в счет авансового платежа за июль 2007 года. Переплата по уточненной декларации по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, в том числе по г. Белгороду в сумме 24687 руб. в карточке лицевого счета налогоплательщика отражена, но возврату не подлежит, т.к. заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Банк, не согласившись с принятыми решениями, обжаловал их в УФНС России по Белгородской области, решением которого от 04.06.2008 N 112 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что отказ Инспекции в возврате излишне уплаченного в местный бюджет налога на прибыль не соответствует требованиям законодательства РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в рассматриваемом случае срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате налога должен исчисляться с 29.12.2006, т.е. с момента представления уточненной налоговой декларации за 2003 год, поскольку спорная переплата возникла в результате представления именно уточненной декларации.
Поскольку Банк обратился в арбитражный суд 10.09.2008, то, по мнению судов, трехлетний срок исковой давности на обращение в суд за защитой нарушенного права им не пропущен.
Кассационная коллегия не может согласиться с названным выводом, поскольку он основан на неполностью исследованных фактических обстоятельствах спора и без учета и оценки всех собранных по делу доказательств.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно п. 9, 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01.01.2007 и подлежащие возврату в соответствии с ч. 1 ст. 78 и 79 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из правовой позиции, сформулированной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика, а потому к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Налогоплательщик на основании п. 7 ст. 78 Кодекса имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней, которые производятся на основании заявления, поданного не позднее трех лет со дня уплаты налога.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Поскольку обязанность налогового органа по возврату излишне уплаченной суммы налога возникает в случае подачи заявления налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, подача заявления за пределами указанного срока может являться основанием для принятия инспекцией решения об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченного налога.
В то же время данная норма применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Из перечисленных положений Кодекса следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика. Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08).
Из материалов дела усматривается, что представление уточненной налоговой декларации связано с получением Банком разъяснений Министерства финансов РФ о порядке определения результатов по сделкам РЕПО с ценными бумагами (письмо N 03-03-04/2/19 от 26.01.2006, от 20.04.2006 N 03-03-04/2/113).
Вместе с тем, в материалах дела названные письма отсутствуют, в связи с чем кассационная коллегия полагает, что судом указанные доказательства должным образом не исследовались и правовой оценки не получили.
Помимо изложенного, судом апелляционной инстанции не дана оценка доводу Инспекции о том, что Обществу было известно о наличии переплаты по налогу на прибыль еще 31.12.2003 в момент подписания акта сверки расчетов по платежам в местный бюджет за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 N 1287, из которого следует, что по состоянию на 31.12.2003 у Банка имелась переплата по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 7395570,99 руб., в которую входит и оспариваемая сумма переплаты в размере 24687 руб.
Частью 3 ст. 15 АПК РФ определено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно ч.ч. 2, 4, 5 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами, никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Статьей 170 АПК РФ предусмотрена обязанность суда указать в мотивировочной части решения все фактические обстоятельства, установленные судом, доказательства, на которых основаны его выводы, мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства, со ссылкой на закон и нормативные акты.
Согласно ч. 3 ст. 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению суда кассационной инстанции, юридически значимые для рассмотрения данного дела факты, доводы и доказательства сторон рассмотрены судом по отдельности, не в полном объёме и без оценки их достаточности и взаимной связи в совокупности, т.е. с нарушением положений ч. 2 ст. 71 АПК РФ.
Согласно ст. 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты без учета и оценки всех фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, выводы судов не подтверждены необходимыми доказательствами, состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию, в ходе которого суду необходимо устранить допущенные нарушения, предложить сторонам представить все необходимые доказательства в обоснование своих позиций, в полном объёме их исследовать, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд, постановил:
Решение арбитражного суда Белгородской области от 14.11.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А08-5831/2008-25 отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обязанность налогового органа по возврату излишне уплаченной суммы налога возникает в случае подачи заявления налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, подача заявления за пределами указанного срока может являться основанием для принятия инспекцией решения об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченного налога.
В то же время данная норма применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
...
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика. Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08)."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 июля 2009 г. N Ф10-2605/09 по делу N А08-5831/2008-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании