Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 июня 2009 г. N А14-6578/2008/214/24
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 октября 2009 г. N 13697/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - не явились, извещены надлежаще, от Воронежской таможни - К.Ю.Н. - представителя (дов. от 25.02.08 г. N 28),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.01.09 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.09 г. по делу N А14-6578/2008/214/24, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования Воронежской таможни от 07.05.08 г. N 77 в части 19132,89 руб. таможенных платежей, 26403,39 руб. НДС, 1556,97 руб. пени, признании незаконным решения Воронежской таможни в виде записи "ТС принята" в форме ДТС-2 N 10104070/280108/0000198 к ГТД N 10104070/280108/0000198 о принятии таможенной стоимости и обязании Воронежской таможни принять таможенную стоимость товара, заявленную по первому методу по ГТД N 10104070/280108/0000198.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.01.09г. заявление удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.09 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Воронежская таможня просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя Воронежской таможни, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, в соответствии с контрактом N 01 VRN от 17.06.07 г., заключенным с китайской фирмой, Обществом был импортирован товар - мебельная фурнитура, оформленная по ГТД N 10104070/280108/0000198.
Согласно спецификации N 7 от 18.10.07г. контрактная стоимость товара составила 13579 долларов США. В ГТД первоначальная таможенная стоимость, с учетом валютного курса и контрактной стоимости, определена в размере 331851,75 руб.
Таможенный орган письмом от 29.04.08 г. указал на необходимость определения таможенной стоимости товара методом, отличным от заявленного.
Во избежание убытков вследствие задержки выпуска товара заявителем была произведена корректировка таможенной стоимости в формах КТС и ДТС-2. Таможенная стоимость товара определена в размере 459404,36 руб.
Исходя из указанной стоимости, таможенным органом был произведен перерасчет таможенных платежей и НДС, и заявителю выставлено требование от 07.05.08 г. N 77 об уплате 57406,71 руб. таможенной пошлины, 79359,27 руб. НДС, 4892,78 руб. пени.
Общество, полагая, что действия Воронежской таможни нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.
Согласно ст.ст. 322, 323 ТК РФ объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и их количество.
В силу ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
В соответствии с п. 4 ст. 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. N 5003-1 (далее - Закон), ст. 323 ТК РФ методы определения таможенной стоимости товаров применяются последовательно. Последний, резервный метод, предусмотренный статьей 24 Закона, может быть применен только в случае невозможности использования ни одного из методов, указанных в статьях 19-23.
Статьей 19 Закона предусмотрен метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, при котором таможенная стоимость определяется как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона.
При этом ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. Платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
Перечень документов, представляемых декларантом для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, предусмотрен Приложением N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.07 г. N 536.
Контроль таможенной стоимости товаров на основании п. 3 ст. 323 ТК РФ осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 323 ТК РФ таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
В случае, если таможенный орган придет к выводу о том, что представленные декларантом документы и сведения являются недостаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом будут обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить дополнительные документы и сведения, перечисленные в пункте 2 Приложения N 1.
В соответствии с п. 6 Инструкции о порядке заполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы России от 20.09.07 г. N 1166, при корректировке таможенной стоимости товара форма корректировки таможенной стоимости (КТС) заполняется на основе принятого таможенным органом решения о величине таможенной стоимости этого товара.
Расчет величины скорректированной таможенной стоимости товара отражается на бланке декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), оформляемом в установленном порядке.
К расчетам величины таможенной стоимости товара должны прилагаться все документы, на основании которых эти расчеты производились.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно ДТС-1 N 10104070/280108/0000198 Воронежская таможня приняла решение о несогласии с использованием декларантом первого метода оценки таможенной стоимости, отраженное в виде записи "ТС 10104070/280108/0000198 уточняется", что представляет собой первый необходимый этап процедуры корректировки таможенной стоимости.
В связи с этим является необоснованной ссылка таможенного органа на то, что им не совершались действия по корректировке таможенной стоимости, и заявитель самостоятельно определил в ДТС-2 таможенную стоимость товаров по шестому методу.
Таможенный орган, самостоятельно определяя таможенную стоимость товаров, как и при проверке правильности определения данной стоимости декларантом, обязан руководствоваться правилом последовательности применения методов, установленных статьями 19-24 Закона "О таможенном тарифе".
Согласно ст. 24 Закона при определении таможенной стоимости на основании резервного метода используются способы, совместимые с принципами и общими положениями Закона "О таможенном тарифе", а за основу берутся данные, имеющиеся в Российской Федерации. При этом, используются методы, предусмотренные статьями 19-23 Закона, но при их применении допускается гибкость.
Исходя из толкования положений статьи 24 Закона "О таможенном тарифе", необходимы строгая адресность данных и четкая идентификация соответствующих товаров при использовании таможенными органами шестого (резервного) метода.
Анализ и оценка представленных документов позволила судам первой и апелляционной инстанций сделать правильный вывод о том, что при принятии решения относительно заявленной таможенной стоимости определенной по шестому методу, на основе информации, имевшейся в таможенном органе (ГТД N 10124090/1900407/0002191, ИБ "М"), Воронежской таможней не были учтены факторы, влияющие на таможенную стоимость товара.
Различия, содержащиеся в условиях поставки товара по ГТД N 10124090/1900407/0002191 и ГТД N 10104070/280108/0000198 и подробно исследованные судами первой и апелляционной инстанций, влияют на стоимость товара и поэтому должны учитываться при заявлении (принятии) таможенной стоимости, однако, данные различия Воронежской таможней учтены не были.
Таким образом, поскольку таможенный орган не доказал наличия оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами, и, применяя резервный метод без надлежащего обоснования невозможности использования предыдущих методов, нарушил установленное Законом правило последовательного их применения, оспариваемое решение Воронежской таможни в виде записи "ТС принята" в форме ДТС-2 N 10104070/280108/0000198 к ГТД N 10104070/280108/0000198 о принятии таможенной стоимости по резервному методу, а также основанное на указанном решении требование об уплате таможенных платежей от 07.05.08 г. N 77 в части 19132,89 руб. таможенных платежей, 26403,39 руб. НДС, 1556,97 руб. пени правомерно признано незаконным.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Воронежской таможни по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21 января 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2009 года по делу N А14-6578/2008/214/24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Воронежской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 июня 2009 г. N А14-6578/2008/214/24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании