Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 27 июля 2009 г. N А64-4681/07-12 (Ф10-3025/08)
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-14499/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 июля 2008 г. N А64-4681/07-12 и от 17 мая 2010 г. N Ф10-3025/08(3) по делу N А64-4681/2007-12
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: не явились, извещены надлежаще, от ответчика: Ш.В.В. - представителя (доверенность N 12 от 24.06.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Уварово Тамбовской области, г. Уварово Тамбовской области, на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26 ноября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2009 года по делу N А64-4681/07-12, установил:
Открытое акционерное общество "Т" в лице Уваровского отдела реализации Жердевского отделения Тамбовской области (далее - ОАО "Т"), г. Уварово Тамбовской области, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Администрации г. Уварово Тамбовской области о взыскании 697153 руб. 21 коп. задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.01.2006 по 31.06.2006.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.11.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 указанное решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11.07.2008 решение суда от 23.11.2007 и постановление арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2008 с Администрации г. Уварово Тамбовской области в пользу ОАО "Т" в лице Жердевского отделения - Уваровского отдела реализации взыскано 221357 руб. 70 коп. задолженности.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2009 указанное решение суда оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение норм процессуального права и на несоответствие выводов арбитражных судов фактическим обстоятельствам дела, Администрация г. Уварово обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 26.11.2008 и постановление арбитражного апелляционного суда от 27.02.200 отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель Администрации г. Уварово поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ОАО "Т", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Администрации г. Уварово, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, суд кассационной инстанции находит её подлежащей удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что с 1 января 2006 года ОАО "Т" в лице Уваровского отдела реализации Жердевского отделения Тамбовской области поставляет электрическую энергию для нужд физических лиц, проживающих на основании договоров найма в муниципальном жилищном фонде, в том числе в общежитиях города Уварово по ул. Ш., д. 41А; 1 микрорайон дома NN 3, 10, 22, 23; микрорайон Молодежный дома NN 3, 4, 7, 11, 14, 16.
ОАО "Т" в лице Уваровского отдела реализации Жердевского отделения Тамбовской области имеет лицензию на право продажи электрической энергии гражданам и осуществляет данную деятельность на территории города Уварово Тамбовской области.
12 октября 2006 года постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области N 39-э ОАО "Т" в лице Уваровского отдела реализации Жердевского отделения Тамбовской области присвоен статус гарантирующего поставщика и определены границы зоны деятельности.
Постановлением Администрации г. Уварово N 58 от 26.01.2006 года "О передаче функций управления муниципальным фондом и приватизированным жилищным фондом (на договорной основе) МУ "С" на МУ "С" возложены обязанности управляюшей организации, в связи, с чем истец в 2006 и 2007 направлял в адрес МУ "С" проекты договоров энергоснабжения, которые МУ "С" оставлены без рассмотрения и до настоящего времени договоры не заключены.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.07.2007 года по делу N А64-2544/07-8 в удовлетворении исковых требований ОАО "Т" в лице Уваровского отдела реализации Жердевского отделения Тамбовской области о понуждении МУ "С" заключить договор энергоснабжения для нужд бытовых потребителей, проживающих в специализированном жилищном фонде (общежитиях) г. Уварово, отказано.
Ссылаясь на то, что вышеперечисленные общежития, расположенные в г. Уварово Тамбовской области по адресам: ул. Ш., д. 41А; 1 микрорайон дома NN 3, 10, 22, 23; микрорайон Молодежный дома NN 3,4,7,11,14,16 находятся в собственности Администрации г. Уварово, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев данный спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в размере 221357 руб. 70 коп.
Свой вывод суд мотивировал тем, что по акту формы N ОС-1а, общежития 14.09.2006 года переданы исполнительному органу муниципального образования - Администрации г. Уварово и фактически с этого времени данное имущество включено в реестр муниципальной собственности, находящейся в казне города Уварово.
При этом суд исходил из того, что в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества в виде общежитий несет собственник имущества.
Суд кассационной инстанции с указанным выводом суда соглашается, поскольку из выписки из реестра муниципального имущества (т. 2 л.д.113-122) следует, что муниципальное имущество - общежития, расположенные в г. Уварово Тамбовской области по адресам: ул. Ш., д. 41А; 1 микрорайон дома NN 3, 10, 22, 23; микрорайон Молодежный дома NN 3,4,7,11,14,16, находятся в муниципальной собственности и распоряжением Администрации г. Уварово N 169-р от 15.09.2006 (т. 1 л.д. 97) поставлены на бухгалтерский учет Администрации г. Уварово.
Кроме того, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что общежития, а также их энергопринимающие устройства в спорном периоде, находились на балансе Администрации города Уварово - исполнительном органе муниципального образования город Уварово Тамбовской области.
Письменный договор энергоснабжения между сторонами в спорном периоде не заключался. Однако фактическое пользование ответчиком услугами истца по энергоснабжению общежитий правомерно, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, расценивается как заключение договора энергоснабжения конклюдентными действиями сторон.
В связи с этим муниципальное образование город Уварово Тамбовской области фактически являлось по отношению к истцу абонентом.
Однако к участию в деле соответствующее муниципальное образование не было привлечено, данных о том, что Администрация города Уварово Тамбовской области как исполнительный орган муниципального образования, полномочно представлять по данному иску интересы муниципального образования город Уварово Тамбовской области, в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса. При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Пунктом 2 указанного Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации так же разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не учли приведенные нормы закона и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Взыскивая с Администрации г. Уварово задолженность в размере 221357 руб. 70 коп., суд не установил, полномочна ли Администрация города Уварово Тамбовской области представлять по данному иску интересы публично-правового образования - Муниципальное образование г. Уварово Тамбовской области.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению довод кассационной жалобы о том, что взыскание задолженности следует производить с МУ "С", как с учреждения являющегося управляющей организацией, которое в силу норм жилищного законодательства должного заключать в интересах проживающих граждан договора на оказание услуг энергоснабжения.
Из муниципального контракта N 5 от 10.01.2006 (т. 1 л.д. 94) не следует, что МУ "С" переданы функции управляющей организации по отношению к общежитиям.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.
В силу ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Статья 161 ЖК РФ предусматривает, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, орган местного самоуправления определяет управляющую организацию для собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Нормами жилищного законодательства для общежитий не предусмотрена форма управления - управляющая организация.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в процессе которого суду надлежит устранить отмеченные недостатки и принять решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу 30.01.2009, пункт 1 статьи 333.37 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков.
С учетом вышеизложенного, уплаченная Администрацией г. Уварово платежным поручением от 06.02.2009 N 5026 государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату как излишне уплаченная.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26 ноября 2008 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2009 года по делу N А64-4681/07-12 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Возвратить из федерального бюджета Российской Федерации уплаченную Администрацией города Уварово Тамбовской области в лице Управления федерального казначейства по Тамбовской области государственную пошлину за подачу кассационной жалобы по платежному поручению N 5026 от 06.04.2009 года в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2009 г. N А64-4681/07-12 (Ф10-3025/08)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании