Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пашкевич А.М., судей фио, фио, при помощнике судьи Ларюшкиной М.М., заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи фио по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 июня 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований фио к Федеральной службе исполнения наказания (ФСИН России) о признании незаконным решения, обязании восстановить на учете - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец Маслов К.Н. обратился в суд с иском к ответчику ФСИН России, в котором с учетом произведенных уточнений просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России, изложенное в выписке из протокола от 23 июля 2020 года N 10, о снятии фио с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения на основании подп. "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369; обязать комиссию ФСИН России восстановить фио с составом семьи 4 человека (супруга, сын, дочь) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 19 февраля 2014 года; взыскать с ФСИН России расходы по оплате госпошлины, почтовые расходы. Исковые требования мотивированы тем, что из уведомления от 17.09.2020 истец узнал, что комиссией ФСИН России принято решение о снятии его (истца) с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения". В ответ на запрос истец получил выписку из протокола заседания N10 от 23.07.2020. Считает, что ответчик допустил существенные нарушения при снятии истца с учета, так как после принятии его на учет, он (истец) никаких действий, направленных на улучшение либо ухудшение его жилищных условий не предпринимал. Ссылка в протоколе на получение им социальной выплаты на приобретение жилья, свидетельство ВО N198, не может быть таким основанием, так как на учет истец принят после получения им данной выплаты, и данная социальная выплата произведена ему на семью из трех человек, а на учет во ФСИН РФ он поставлен после рождения второго ребенка.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его (истца) отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, возражал против заявленных исковых требований по доводам письменных возражений на иск, просил суд в иске истцу отказать.
Представитель третьего лица УФСИН по адрес, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв по заявленным исковым требованиям не представил.
С учетом положений п.3 ст.167 ГПК РФ суд полагал возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик Маслов К.Н. по доводам апелляционной жалобы.
Истец Маслов К.Н. в судебное заседание апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
Иные лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие.
Заслушав истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (ред. от 18.12.2020) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из протокола от 29 декабря 2020 года N22 19 февраля 2014 года истец обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно копии указанного рапорта, истец указал, что ему ранее единовременная социальная выплата в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась.
Протоколом от 30 августа 2016 года N67 истец поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи из 4 человек с 19 февраля 2014 года.
10 сентября 2019 года истцом написано заявление, в котором он указал, что гарантирует, что ранее во всех местах прохождения государственной службы единовременные социальные выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения не представлялись.
В соответствии с письмом УФСИН России по адрес от 10 июня 2020 года N64то/26-9409, истец и члены его семьи в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы" получили свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения ВО N198 на сумму сумма, выданное мэрией городского адрес от 31 декабря 2008 года. Указанная сумма была перечислена истцу и приобретено жилое помещение, что последним в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. Копия свидетельства приобщена к материалам дела.
Протоколом от 23 июля 2020 года N10 истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п.15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N369.
Протоколом от 29 декабря 2020 года N22, комиссией ФСИН России в протокол от 23 июля 2020 года N10, внесены изменения в части оснований для снятия истца с учета, и в новой редакции изложено, что истец снят с учета на основании пп. "г" п.15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что решение о постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты было принято в условиях, когда истец не сообщил сведения о ранее полученном им свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения ВО N198 на сумму сумма, выданное мэрией городского адрес от 31 декабря 2008 года, при сообщении истцом указанных сведений, решение комиссии по рассмотрению вопроса о его постановке на учет было бы вынесено с учетом указанных обстоятельств.
Отклоняя доводы истца о том, что он принят на учет после получения им указанного выше свидетельства, а также, что на момент принятия его на учет, состав его семьи увеличился, суд указал, что они правового значения не имеют, так как право на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств возможно реализовать только один раз.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти" (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения из бюджета ФСИН России не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет, принимается комиссиями по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов: уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия).
Комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, и заверенных в установленном порядке (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2017 года N 21-КГ17-5).
Подпунктом "б" пункта 15 указанных Правил установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Подпунктом "г" п. 15 вышеуказанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением или отсутствие таковой, а также нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти и наличие либо отсутствие ранее реализованного права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы.
В рассматриваемом случае, суд первой отказывая Маслову К.Н. в иске и приходя к выводу о законности принятия обжалуемого истцом решения комиссии ФСИН России о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты, исходил из того, что истец ранее уже реализовал право на улучшение жилищных условий за счет средств бюджетных ассигнований, и не имеет права на повторное получение аналогичной меры государственной поддержки на основании Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", однако указанные сведения при подаче заявления о постановке его на учет не сообщил.
Данный вывод суда основан на неверном применении вышеприведенных положений Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а также Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N 285.
Так, в силу пункта 8 указанных Правил от 13 мая 2006 года N 285 право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.
Социальная выплата предоставляется в размере не менее 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (п. 9 Правил).
Исходя из цели и задач подпрограммы, требований к ее участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограммы не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
При этом положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты не предусмотрена обязанность сотрудников по предоставлению сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы.
Органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем, указанные требования закона судом применены не были и в оспариваемом решении не указано на то, какие именно сведения или документы из обязательных к предоставлению при постановке на учет, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, истец Маслов К.Н. не предоставил при его обращении с соответствующим рапортом 19 февраля 2014 года, при том, что истцом указано на неполучение им ранее во всех местах прохождения государственной службы единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Как следует из материалов дела, при участии в 2008 году в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" истец реализовал свое право в составе семьи из трех человек (он, супруга и один ребенок), а 19 февраля 2014 года на основании Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти" истец поставлен на учет в составе семьи из четырех человек (он, супруга и двое детей). При этом, истец с 03 июня 2009 года, его супруга с09 ноября 2012 года, дочь с 02 ноября 2012 года, сын с рождения по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении двухкомнатной квартире общей площадью 53, 2 кв.м по адресу: адрес, ул. фио, д. 79, кВ. 72, принадлежащей с 21 апреля 2009 года на праве общей долевой собственности (ипотека) по 1/3 доли в праве заявителю, супруге, дочери. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на адрес Маслов К.Н. и члены его семьи не имеют, обеспеченность общей площадью жилого помещения на члена семьи составляет 13, 3 кв. адрес истцом и членами его семьи не реализовывалось право на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения службы.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеприведенные нормы права, решение комиссии ФСИН России о снятии фио с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения на основании подп. "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 нельзя признать законным, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 17 июня 2021 года отменить.
Признать незаконным решение комиссии ФСИН России, изложенное в выписке из протокола от 23 июля 2020 года N 10, о снятии фио с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения.
Обязать комиссию ФСИН России восстановить фио в составе семьи из четырех человек (он, супруга, дочь, сын) на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения с 19 февраля 2014 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.