Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И., судей Кирпиковой Н.С., Милых М.В.
при секретаре Нагорном А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-1355/2022 по административному иску Топаляна... к ГУ МВД России по адрес о признании незаконным и отмене заключения о признании не приобретшим гражданство РФ в установленном законом порядке
по апелляционной жалобе административного истца Топаляна М.А. на решение Тверского районного суда адрес от 21 декабря 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Топалян М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по адрес о признании незаконным и отмене заключения от 21 июня 2018 года по материалам проверки по факту выдачи ему паспорта.., которым он признан не приобретшим гражданство РФ в установленном законом порядке, ссылаясь на то, что в августе 2022 года он узнал, что его паспорт... признан выданным в нарушение установленного порядка, предусмотренного Положением о паспорте.., утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828, подлежит изъятию и уничтожению.
4 марта 2004 года Духовницким ОВД адрес ему был выдан паспортные данные... взамен паспорта гражданина СССР, с 26 марта 2004 года он состоит на учете в налоговом органе на адрес, в 2009 году им получено страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, с 26 мая 2009 года ему назначена пенсия по старости, с 1 апреля 2010 года по 14 декабря 2021 года он осуществлял трудовую деятельность в ООО "Московское УПП N8 ВОС", в настоящее время работает в этой организации на основании гражданско-правового договора, дважды получал заграничный российский паспорт. В июле 2022 года административный истец пытался получить в ПАО Сбербанк перевыпущенную банковскую карту и ему сообщили о недействительности паспорта. В настоящее время из-за недействительности паспорта, удостоверяющего личность.., он лишен возможности получать пенсию. Административный истец полагал, что паспорт... в 2004 году получил на законных основаниях.
Решением Тверского районного суда адрес от 21 декабря 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Топаляна М.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Топалян М.А. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения административного истца Топаляна М.А, его представителя фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
С 1 июля 2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определялись Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, адрес или СССР, международных договоров Российской Федерации, адрес или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии с пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года N1325, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание.
К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Согласно пункту 52 данного Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
До 1 июля 2002 года отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, были урегулированы Законом РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", вступившим в силу 6 февраля 1992 года.
В силу части 1 статьи 12 указанного Закона гражданство Российской Федерации приобретается:
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Согласно части 1 статьи 13 данного Закона гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на адрес на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Разрешая настоящий спор, суд установил, что Топалян М.А, 10 февраля 1948 г.рожд, является паспортные данные.
4 марта 2004 года Духовницким ОВД адрес административному истцу был выдан паспортные данные... взамен паспорта гражданина СССР, выданного 28 января 1976 года ОВД Ахалкалакского РИК адрес.
С 24 ноября 2014 года Топалян М.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в 2018 году по запросу ГУВМ МВД России и по поручению УВМ ГУ МВД России по адрес Отделом по вопросам миграции Отдела МВД России по адрес проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ в отношении Топаляна М.А.
Из ответа УВМ ГУ МВД России по адрес при проведении проверки установлено, что Топалян М.А, паспортные данные, по сведениям УВМ ГУ МВД России по адрес с 26 февраля 2004 года по 4 марта 2004 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес.
Выдача паспорта подтверждается копиями страниц журнала формы N20 и копией заявления о выдаче паспорта... формы N1П.
В заявлении о выдаче паспорта на имя Топаляна М.А. по форме N1П имеется запись "зарегистрирован в РФ с 1979 года".
Согласно сведениям домовой книги дома 13 по адрес адрес, Топалян М.А. прибыл из адрес.
С целью уточнения сведений о регистрации Топаляна М.А. на 6 февраля 1992 года в УВМ ГУ МВД России по адрес направлен запрос о подтверждении сведений о проживании Топаляна М.А. на территории адрес.
Из поступившей информации УВМ ГУ МВД России по адрес следует, что по учетам УВМ ГУ МВД России по адрес Топалян М.А, паспортные данные, зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, снятым с регистрационного учета по адресу: адрес, не значится.
По сведениям фио России по адрес, ЦАСР УВМ ГУ МВД России по адрес Топалян М.А. значится:
- прибывшим из адрес и зарегистрированным по месту пребывания по адресу: адрес с 29 января 1999 года по 29 июля 1999 года; с 27 сентября 1999 года по 8 ноября 1999 года; с 4 декабря 1999 года по 31 декабря 1999 года; с 5 февраля 2000 года по 28 июля 2000 года; с 4 августа 2000 года по 4 февраля 2001 года по паспорту гражданина СССР серии I-ТН N 672457, выданному 28 января 1976 года Ахалакалакским РИК адрес;
- прибывшим из адрес и зарегистрированным по месту пребывания по адресу: адрес с 3 декабря 2004 года по 30 мая 2005 года; с 3 июня 2005 года по 3 декабря 2005 года; с 2 декабря 2005 года по 2 июня 2006 года; с 21 июля 2006 года по 20 января 2007 года по паспортные данные...
- прибывшим из адрес и зарегистрированным по месту пребывания по адресу: адрес с 16 февраля 2007 года по 28 июля 2007 года; с 21 сентября 2007 года по 13 марта 2008 года; с 06 марта 2009 года по 03 сентября 2009 года; с 28 сентября 2009 года по 17 сентября 2014 года по паспортные данные...
По сведениям АС ЦБДУИГ, КД МИД России, имеющихся в распоряжении ОВМ ОМВД России по адрес, Топалян М.А. не значится, сведений об изменении гражданства нет.
По итогам проведенной проверки вынесено заключение, утвержденное 21 июня 2018 года начальником ГУ МВД России по адрес, согласно которому Топалян М.А, паспортные данные, считается неприобретшим гражданство РФ в установленном законом порядке, документирование его паспортом... признано произведенным в нарушение установленного порядка.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заключение ГУ МВД России по адрес принято уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий при наличии оснований, предусмотренных законом.
При этом судом учтено, что в ходе проведения проверки обстоятельств наличия либо отсутствия у Топаляна М.А. гражданства РФ не представлено документального подтверждения его постоянного проживания на адрес по состоянию на 6 февраля 1992 года, а также факта приобретения им гражданства в установленном законом порядке.
Вместе с тем, судом не учтено, что в силу положений Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3).
Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства (статья 4).
Гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом (статья 5).
Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы (статья 7).
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом (статья 10).
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу данного Федерального закона (статья 42).
Действующее законодательство РФ допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации. Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные неблагоприятные последствия, в том числе вытекающие из правового статуса гражданина Российской Федерации.
Однако с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела решение о необоснованности выдачи лицу паспорта может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что федеральный законодатель, определяя способы и средства защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод (постановления от 20 декабря 1995 года N17-П, от 14 ноября 2005 года N10-П, от 26 декабря 2005 года N14-П, от 16 июля 2008 года N9-П и др.).
В Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивал, что Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности.
Частью 1 статьи 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 года N1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего до 1 июля 2002 года, предусматривалось, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на адрес на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
На момент документирования административного истца в 2004 году паспортом гражданина Российской Федерации действовали ранее названное Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, и Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 1997 года N 605.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 45 Положения наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации, либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на адрес на 6 февраля 1992 года.
Инструкцией было предусмотрено, что выдача паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан; для получения паспорта гражданин должен представить лично им заполненное заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N1П, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
Пунктом 21 данной Инструкции также определено, что поступившие от должностных лиц или граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности, которые обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом обращается на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N1П, визуально определяется подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта.
Если документы, необходимые для выдачи или замены паспорта, представлены не полностью и/или личные фотографии не соответствуют установленным требованиям, руководителем предлагается представить недостающие документы и/или новые фотографии.
При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководитель рапортом докладывает об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент выдачи Топаляну М.А. паспорта.., предполагало обязанность проведения уполномоченными должностными лицами проверки представленных для получения паспорта документов.
Вместе с тем из дела видно, что для получения паспорта... Топаляном М.А. были представлены имеющиеся в его распоряжении документы, а также лично заполненное заявление по форме N1П.
4 марта 2004 года Топалян М.А. был документирован паспортом.., таким образом, сомнений в наличии у административного истца гражданства РФ у компетентных должностных лиц не имелось.
Каких-либо неправомерных или виновных действий со стороны Топаляна М.А, повлекших, по мнению административного ответчика, выдачу ему паспорта... при отсутствии законных на то оснований, в ходе проведенной проверки обстоятельств приобретения Топаляном М.А. гражданства РФ не установлено, в оспариваемом заключении сведения об этом отсутствуют, как не приведено в нем и данных о нарушениях, допущенных уполномоченными должностными лицами при документировании административного истца паспортом.., и привлечении их к какой-либо ответственности по установленным обстоятельствам.
При этом из материалов дела следует, что с 26 марта 2004 года Топалян М.А. состоит на налоговом учете с присвоением ИНН, в 2009 году им получено страховое свидетельство обязательного пенсионного страховании; с 15 апреля 2009 года ему назначена пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Топалян М.А. неоднократно был документирован заграничным паспортом...
С учетом изложенного, уполномоченные органы государственной власти неоднократно в течение длительного времени подтверждали принадлежность Топаляна М.А. к гражданству РФ не только посредством выдачи ему паспорта.., но и путем постановки его на налоговый учет, назначения пенсии по старости в целях реализации им прав и обязанностей...
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, оценив их в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к убеждению о том, что выводы суда первой инстанции о правомерности оспариваемого заключения ГУ МВД России по адрес по вопросу приобретения Топаляном М.А. гражданства РФ не соответствуют обстоятельствам дела и нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Таким образом, постановленное судом решение не может быть признано законным, на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого заключения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 21 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным заключение по материалам проверки по факту выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, Топаляну Михаилу Айковичу, паспортные данные, утвержденное ГУ МВД России по адрес 21 июня 2018 года.
Настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.