Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи Нагорном А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-35... /2022 по административному исковому заявлению Гамаюновой... к Управлению Росреестра по адрес (также - Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес) о признании незаконным отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный по договору долгосрочной аренды до введения в действие Земельного кодекса РФ, по апелляционной жалобе представителя Гамаюновой Р.Н. - фио на решение Троицкого районного суда адрес от 7 ноября 2022 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по адрес - фио, полагавшую решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Троицкого районного суда адрес от 7 ноября 2022 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано по мотивам соответствия требованиям закона обжалуемого решения Управления Росреестра по адрес об отказе в осуществлении регистрации права собственности на земельный участок площадью 1260 кв. м, расположенный в адрес, за домовладением N.., предоставленный по договору аренды сроком на 49 лет Гамаюновой Р.Н. на основании постановления главы администрации адрес адрес N 50 от 25 января 1996 г.
В апелляционной жалобе представителя Гамаюновой Р.Н. - фио ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При этом судебная коллегия исходила из следующего.
Конституция Российской Федерации, как следует из ее статей 35 и 36, предусматривает, что каждый вправе иметь имущество, включая землю, в частной собственности. Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, изданные в порядке реализации указанной конституционной гарантии положения статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" устанавливают с учетом законодательства, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на определенные виды земельных участков, а также обеспечивают преемственность земельных и имущественных отношений применительно к определенным видам земельных участков (определения от 24 сентября 2013 года N 1347-О, от 24 декабря 2013 года N 20... 5-О, от 16 июля 2015 года N 1690-О и др.).
В настоящее время действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 21... -ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающий особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 49).
В соответствии с ч. 1 названной статьи государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Из анализа приведенных законоположений следует, что федеральный законодатель, определяя особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, установилоткрытый (не исчерпывающий) перечень правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, любого из которых достаточно для осуществления регистрационных действий, в том числе и не поименованных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 49 Федерального закона N 21... -ФЗ.
В силу первого и второго абзацев пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть до 31 января 199... года, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в приведенном пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Закона о регистрации. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи... Закона N 112-ФЗ учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов; ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 N 69 были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств и закладка таких похозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на 1 января. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписывались из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг. Данные о землях, выделенных крестьянским хозяйствам, выписывались из государственного акта, удостоверяющего право владения землей, или решения районного Совета народных депутатов, либо зарегистрированного местным Советом народных депутатов договора аренды земли.
Таким образом, для осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действе Земельного кодекса РФ, требуется представление административным истцом любого документа, выданного органом государственной власти или органом местного самоуправления, включая выдаваемой органом местного самоуправления до 31 января 199... г. выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), подтверждающие правомерность владения административным истцом земельным участком.
При этом осуществление регистрации права собственности в таком порядке в отношении земельных участков, предоставленных по договору аренды, законом не предусмотрено.
Между тем из материалов дела усматривается, что требования Гамаюновой Р.Н. о регистрации права собственности на земельный участок по указанному адресу основаны именно на договоре долгосрочной аренды, действующем до настоящего времени, заключенном на основании упомянутого постановления органа местного самоуправления.
Поэтому отказ административного ответчика в осуществлении регистрации права собственности административного истца в соответствии с решением Управления Росреестра по адрес от 14 марта 2022 г, вопреки доводам апелляционной жалобы, направленным на применение к спорным правоотношениям иных норм материального права, не допускающих истребование у заявителя других документов, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда признала правильным.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Троицкого районного суда адрес от 7 ноября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Троицкий районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.