Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3955/2023 по административному исковому заявлению Мельника Вадима Анатольевича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Мельник В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании утвержденных распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0006036:2030, 77:01:0006036:2033, 77:01:0006036:2054 (далее - Помещения).
Административный истец, изменив в ходе судебного разбирательства заявленные требования в порядке статьи 46 КАС РФ, просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в соответствии с заключением судебной экспертизы от 27 октября 2023 года.
Так, административный истец просит:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2030, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 2 494 913 руб.;
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2033, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.А, пом.2/П, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 10 587 916 руб.;
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2054, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.Б, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 9 518 751 руб.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником Помещений; внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает права Мельника В.А, так как влияет на размер налоговых обязанностей; административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой ссылается на заключение судебной экспертизы от 27 октября 2023 года.
Департамент городского имущества г.Москвы против удовлетворения административного иска возражает по доводам письменных пояснений; замечаний к заключению эксперта не имеет, ходатайствует о возмещении судебных расходов на оплату экспертизы в сумме 282 813, 02 руб.
Иные лица, участвующие в деле, возражений на административный иск и замечаний к экспертизе не представили.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела установлено, что помещение с кадастровым номером 77:01:0006036:2030, площадью 26, 8 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.А, находится в собственности административного истца; право Мельника В.А. зарегистрировано 30 сентября 2022 года.
Помещение с кад астровым номером 77:01:0006036:2033, площадью 151, 3 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.А, пом.2/П, находится в собственности административного истца; право Мельника В.А. зарегистрировано 30 сентября 2022 года.
Помещение с кадастровым номером 77:01:0006036:2054, площадью 101 кв.м, расположенное по адресу г.Москва, ул. Нижегородская, д.32, стр.Б, находится в собственности административного истца; право Мельника В.А. зарегистрировано 20 июля 2021 года.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости Помещений по состоянию на 1 января 2021 года в размерах, соответственно:
- 4 404 776, 18 руб. для помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2030;
- 15 071 921, 98 руб. для помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2033;
- 12 748 836, 10 кв.м. для помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2054.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости Помещений, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Административный истец уплачивает налог на имущество физических лиц в отношении спорных помещений, исходя из их кадастровой стоимости, что никем не оспаривается (статья 65 КАС РФ); это свидетельствует о праве Мельника В.А. требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость, Мельник В.А. с административным иском представил Отчёты, подготовленные ООО "СОЮЗ ОАК" об оценке рыночной стоимости помещений:
- N1811/22-1/3 от 15 декабря 2022 года, в котором рыночная стоимость помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2030 по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 1 667 000 руб.;
- N1811/22-1/4 от 15 декабря 2022 года, в котором рыночная стоимость помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2033 по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 8 540 000 руб.;
- N1811/22-1/2 от 15 декабря 2022 года, в котором рыночная стоимость помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2054 по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 6 800 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца; административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Департамент городского имущества г.Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие представленных с административным иском вышеназванных отчетов об оценке (далее - Отчеты об оценке) требованиям законодательства об оценочной деятельности и необоснованность определенной в них величины рыночной стоимости Помещений.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных Отчетов об оценке, а также в связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости Помещений определением суда от 16 февраля 2023 года по административному делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии представленных Отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия - вопрос о рыночной стоимости Помещений на 1 января 2021 года; производство экспертизы поручено ГБУ МО "МОБТИ".
Согласно заключению судебного эксперта ГБУ МОБТИ Писарева А.В. от 27 октября 2023 года Отчёты об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в Отчётах об оценке рыночная стоимость Помещений не подтверждается. Рыночная стоимость Помещений по состоянию на 1 января 2021 года составляет
- 2 494 913 руб. для помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2030;
- 10 587 916 руб. для помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2033;
- 9 518 751 руб. для помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2054.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется.
Экспертиза назначалась непосредственно судом. Заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.
Изложенные в заключении суждения не допускают их неоднозначного толкования, а выводы - последовательны и не противоречивы; исследования проведены в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, на строго научной и практической основе, не вводят в заблуждение.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, описаны существующие подходы, методы и методики определения рыночной стоимости; подробно описаны объекты экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относятся Помещения; указаны ценообразующие факторы, влияющие на их рыночную стоимость, обоснованы выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; объекты исследования и все аналоги имеют сопоставимые характеристики, которые в процессе экспертизы также скорректированы по ценообразующим факторам; расчёты отражают порядок их проведения и позволяют проверить полученные экспертом результаты, не содержат арифметических ошибок.
Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства и федеральных стандартов оценки.
Противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта не установлено; эксперт ответил на все поставленные вопросы; предусмотренные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной, дополнительной экспертизы отсутствуют; ходатайств об этом участниками процесса также не заявлено.
Лица, участвующие в деле, с заключением судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений и замечаний по существу исследования не представили; административным истцом изменены заявленные требования с учетом заключения эксперта.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы не опровергнута; ставить его под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения, как об этом и просит административный истец, должно быть положено заключение судебной оценочной экспертизы, определившее по состоянию на 1 января 2021 года рыночную стоимость Помещений, равной которой и надлежит установить их кадастровую стоимость.
Доказательств иной рыночной стоимости Помещений в ходе судебного разбирательства не установлено; Отчеты об оценке с учетом экспертного заключения (которому суд в полной мере доверяет), оцениваются судом критически и, как следствие, рыночную стоимость Помещений не подтверждает.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости Помещений.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости также подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которыми в настоящем случае необходимо считать дату обращения административного истца в суд.
Рассматривая ходатайство административного ответчика о возмещении судебных расходов на оплату экспертизы, суд учитывает представленное в материалы дела платежное поручение N 8509 от 28 июня 2023 года, руководствуется статьями 62, 106, 108, 111, 113 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", учитывает, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью Помещений существенной не является (43%, 30%, 25%), а потому находит, что судебные расходы на оплату экспертизы в настоящем случае подлежат отнесению на административного истца.
При этом, суд исходит из того, что проверка Отчётов об оценке на их соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по представлению доказательств по вопросу установления кадастровой стоимости Помещений, равной рыночной; иным образом в рамках настоящего административного спора проверить отчёты было невозможно; по итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определённой в отчётах рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёты об оценке) не положены в основу решения, а административным истцом изменены исковые требования, а также заявлено об отказе от части требований; настоящим решением суда установлена кадастровая стоимость Помещений, равной их рыночной стоимости, в размере, определённом в экспертном заключении.
Таким образом, право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости Помещений в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; кадастровая стоимость объектов недвижимости пересмотрена. При этом, решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административных ответчиков; их противоположных юридических интересов не установлено.
Кроме того, допущенное в настоящем случае расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью, которое не является кратным, укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки допустимый диапазон отклонений (до 50%), не свидетельствует об ошибке, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя; при рассмотрении дела не установлено, что по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость Помещений была определена, очевидно, ошибочно.
В силу части 1 статьи 113 КАС РФ при отказе от административного иска административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела.
При таких данных, суд находит, что с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы надлежит взыскать в счет возмещения судебных расходов на оплату экспертизы 282 813, 02 руб.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает; их чрезмерность или необоснованное завышение не установлены. Административным истцом не представлено доказательств того, что указанные судебные расходы способны финансово обесценить размер экономической выгоды от изменения кадастровой стоимости Помещений и уменьшения налоговой базы по соответствующему налогу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2030, площадью 26, 8 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д. 32, строен.А, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 2 494 913 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2033, площадью 151, 3 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д. 32, строен.А, пом.2/П равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 10 587 916 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0006036:2054, площадью 101, 0 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д. 32, строен.Б, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 9 518 751 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 декабря 2022 года.
Взыскать с Мельника Вадима Анатольевича в пользу Департамента городского имущества г.Москвы в счет возмещения судебных расходов на оплату судебной экспертизы 282 813, 02 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 7 декабря 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.