Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе фиоо. на постановление судьи Кунцевского районного суда адрес от 01 декабря 2022 года, которым гражданин адрес Фузули оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.9 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме сумма, с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
29 ноября 2022 года должностным лицом ОМВД по адрес в отношении гражданина адрес Фузули оглы составлен протокол об административном правонарушении адрес N1275766 по ч.2 ст.6.9 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами, в соответствии с п.5 ч.1 ст.29.4, ч.2 ст.29.9 КоАП РФ, на рассмотрение по подведомственности передан в Кунцевский районный суд адрес, судьей которого 01 декабря 2022 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанный судебный акт обжалует Ибрагимов А.Ф.о. по доводам поданной жалобы, согласно которым, при установленных обстоятельствах заявитель добровольно обратился в медицинскую организацию для прохождения лечения; при назначении административного наказания не учтено, что на адрес заявитель проживает совместно со своими родителями, которые являются гражданами Российской Федерации; назначено чрезмерно суровое административное наказание, без учета того, что на адрес у заявителя не имеется жилья и родственников.
В судебное заседание Московского городского суда Ибрагимов А.Ф.о, будучи в установленном порядке извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении рассмотрения дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ предусмотрена за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Частью 2 статьи 6.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за то же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, что влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Статьей 40 Федерального закона от 08 января 1998 года N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, и в силу п.1 ст.4 которого, государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Исходя из статьи 1 вышеназванного Федерального закона от 08 января 1998 года N3-ФЗ, наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах дата.
В соответствии с частью 1 статьи 44 того же Федерального закона от 08 января 1998 года N3-ФЗ, лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или новое психотропное вещество без назначения врача либо новое потенциально опасное психоактивное вещество, может быть направлено на медицинское освидетельствование.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 00.29 час. 09 ноября 2022 года по адресу: адрес, сотрудниками ОМВД по адрес выявлен факт незаконного потребления гражданином адрес Ибрагимовым А.Ф.о, согласно акту медицинского освидетельствования ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ" N А-2-1095 от 09 ноября 2022 года на состояние опьянения, наркотических средств - каннабиноидов, 4-метилметкаинона (мефедрона) и его метаболитов, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ" находятся в списке запрещенных к обороту в Российской Федерации наркотических средств, без назначения врача, что является нарушением требований ст.40 Федерального закона от 08 января 1998 года N3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", в связи с чем действия данного лица квалифицированы по ч.2 ст.6.9 КоАП РФ.
Установленные судьей районного суда фактические обстоятельства совершения Ибрагимовым А.Ф.о. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых должностными лицами административного органа и подробно исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, определением должностного лица 3 роты ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09 ноября 2022 года; рапортами должностного лица 3 роты ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес фио и УУП ОМВД по адрес фио по обстоятельствам выявления в действиях фиоо. административного правонарушения по ч.2 ст.6.9 КоАП РФ; копиями паспорта гражданина адрес на имя фио о. и миграционной карты; письменными объяснениями фиоо, из которых следует, что вину в потреблении наркотических средств без назначения заявитель признает, при установленных обстоятельствах он управлял транспортным средством марки "Дэу Нексия", регистрационный знак ТС, когда был остановлен сотрудниками 3 роты ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес ГУ МВД России по адрес и направлен на медицинское освидетельствование; актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с участием понятых фио и фио; протоколом N99 ББ 2034414 от 09 ноября 2022 года об отстранении от управления транспортным средством марки "Дэу Нексия", регистрационный знак ТС; протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения N99ББ2034458 от 09 ноября 2022 года, оформленного в присутствии понятых фио и фио; письменными объяснениями допрошенных в качестве свидетелей понятых фио и фио по обстоятельствам направления заявителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, предупрежденных об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний; актом медицинского освидетельствования NА - А2-1095 от 09 ноября 2022 года ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ", согласно которому
для исследования у фиоо. была получена биологическая среда, в которой обнаружены каннабиноиды, 4-метилметкаинон (мефедрон) и его метаболиты; протоколом об административном правонарушении от 29 ноября 2022 года в отношении гражданина адресо, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.9 КоАП РФ, указана норма Закона, нарушение которой вменяется заявителю, при этом права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соблюдены, протокол составлен в присутствии фиоо, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, с ним согласился, копию для сведения получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, протокол отвечает требованиям, предъявляемым к составлению протокола ст.28.2 КоАП РФ.
Данные доказательства судьей районного суда и проверены на предмет относимости, допустимости и достоверности, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, получили должную оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, оснований не согласиться с которой у суда второй инстанции не имеется.
Обнаружение должностными лицами административного органа признаков административного правонарушения, составление ими соответствующих процессуальных документов и совершение иных процессуальных действий при производстве по делу об административном правонарушении сами по себе к выводу об их заинтересованности в исходе дела не приводит.
Медицинское освидетельствование фиоо. для установления факта потребления наркотических средств было проведено в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 18 декабря 2015 года N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", зарегистрированного в Минюсте России 11 марта 2016 года за N41390, в ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ", имеющим лицензию ЛО41-01137-77/00383102 от 27 декабря 2019 года, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), на основании направления должностного лица ОБ ДПС УВД ГИБДД адрес, все необходимые тесты и исследования проведены, и их результаты отражены в акте, составленном в соответствии с законом, на основании которого сделан вывод о нахождении фиоо. в состоянии опьянения, вызванного потреблением наркотических средств без назначения врача.
Как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителю были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст.ст.24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе, право пользоваться услугами защитника и переводчика, в чем заявитель собственноручно расписался, указав в процессуальных документах на стадии возбуждения дела на то, что в услугах переводчика он не нуждается, русским языком владеет, отдельных ходатайств о предоставлении переводчика и защитника заявлено не было, в судебном заседании суда первой инстанции пользовался процессуальными правами привлекаемого к административной ответственности лица, жалоба в Московский городской суд изложена и подписана на русском языке, что не позволяет усомниться во владении языком, на котором ведется судопроизводство, в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбужденного дела об административном правонарушении.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, является совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, в нарушение установленного порядка действия по употреблению без назначения врача наркотических или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N681.
В соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N681, 4-метилметкаинон (мефедрон) и его метаболиты относятся к разряду наркотических средств, запрещенных к обороту в Российской Федерации.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, действия заявителя правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.9 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки в жалобе на добровольное обращение заявителя в филиал N 8 наркологического диспансера N 8 диспансерного отделения N 1 для прохождения лечения, не могут повлиять на квалификацию его действий по ч.2 ст.6.9 КоАП РФ, не исключают административную ответственность, так как до возбуждения в отношении фиоо. дела об административном правонарушении, последний добровольно в медицинскую организацию для лечения по факту употребления им без назначения врача наркотических средств не обращался, а обратился за медицинской помощью уже после возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении и направления его на судебное рассмотрение - 09 декабря 2022 года, о чем свидетельствует справка медицинского учреждения.
С учетом положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, данных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", конкретных обстоятельств настоящего дела, характера административного правонарушения, а также принимая во внимание, что малозначительность правонарушения имеет место быть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, тогда как при изложенных выше обстоятельствах заявителем совершено административное правонарушение повышенной степени общественной опасности, посягающее на общественные отношения в области охраны здоровья населения и общественной нравственности, контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которые в Российской Федерации запрещены, оснований для признания указанного противоправного деяния малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события указанного административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N3-П, от 13 марта 2008 года N5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N15-П, от 17 января 2013 года N1-П и др.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
Таким образом, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Правовой подход, согласно которому семейное положение иностранного гражданина не является безусловным основанием для исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в частности, при отсутствии достаточных сведений о совместном проживании и ведении общего совместного хозяйства, неоднократно высказывался Верховным Судом Российской Федерации применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемых дел (в частности, в постановлении от 25.07.2016 N5-АД16-85).
Вопреки позиции стороны защиты, наличие у заявителя родителей - граждан РФ, не освобождает фиоо, являющегося иностранным гражданином, от обязанности соблюдать законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы, с учетом отсутствия доказательств того, что он совместно проживает и ведет общее хозяйство со своими родителями.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что применение к заявителю наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации повлечет нарушение существующих семейных отношений, не имеется.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ.
Административное наказание судьей районного суда назначено по правилам ст.ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.2 ст. 6.9 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, посягающего на здоровье населения и общественную нравственность, степени общественной опасности, личности виновного, основано на данных, подтверждающих необходимость применения к заявителю такой меры ответственности, является справедливым, соразмерным, отвечает целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Каких-либо обстоятельств, исключающих возможность применения к заявителю административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не установлено.
Оснований для признания назначенного заявителю административного наказания чрезмерно суровым, с учетом характера правонарушения и данных о личности заявителя, не имеется.
При рассмотрении настоящего дела порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, а также принципы презумпции невиновности и законности судьей районного суда соблюдены, бремя доказывания распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кунцевского районного суда адрес от 01 декабря 2022года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.9 КоАП РФ, в отношении фио Фузули оглы, оставить без изменения, жалобу фиоо. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.