Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Индивидуального предпринимателя Подлипского фио на постановление N 0356043010321053102001836 заместителя начальника МАДИ от 31 мая 2021 года, решение судьи Бутырского районного суда адрес от 06 марта 2023 года по делу N 12-202/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП фио, и на постановление N 0356043010321053102001870 заместителя начальника МАДИ от 31 мая 2021 года, решение судьи Бутырского районного суда адрес от 07 ноября 2022 года по делу N 12-2037/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП фио,
УСТАНОВИЛ:
постановлением 0356043010321053102001836 заместителя начальника МАДИ от 31 мая 2021 года оставленным без изменения решением судьи Бутырского районного суда адрес от 06 марта 2023 года по делу N 12-202/2023 (7-25980/2023) Индивидуальный предприниматель Подлипский фио (далее - ИП Подлипский С.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Постановлением 0356043010321053102001870 заместителя начальника МАДИ от 31 мая 2021 года оставленным без изменения решением судьи Бутырского районного суда адрес от 07 ноября 2022 года по делу N 12-2037/2022 (7-26013/2023) ИП Подлипский С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, Подлипский С.А. просит об отмене вышеназванных актов, ссылаясь на то, что не применены положения части 2 статьи 4.4 и части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как является субъектом микропредприятия с 10 августа 2019 года.
Подлипский С.А. в судебное заседание не явился, извещён о времени, дате и месте слушания дела надлежащим образом, телефонограмма получена им лично 28 ноября 2023 года, в связи с чем, дело по жалобе рассматриваю в его отсутствие.
Определением судьи Московского городского суда от 05 декабря 2023 года объединены жалобы для их рассмотрения в одном производстве.
Изучив доводы жалоб, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Административная ответственность по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении).
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на адрес деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств и осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В силу подпункта б, в пункта 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Порядок предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств установлен Приказом Минтранса РФ от 08 августа 2018 года N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" (далее - Порядок).
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса (пп. 3, 4 Порядка).
Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер) (п. 7 Порядка).
В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения (п. 12 Порядка).
В силу пункта 2 Порядка настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н и предусматривает, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пункты 12 и 16).
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н).
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2021 года в 10 час. 40 мин. по адресу: адрес, ИП Подлипский С.А. допустил выпуск на линию транспортное средство марка автомобиля ПОЛО" регистрационный знак ТС в нарушение требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и в нарушении требований предрейсовых медицинских осмотров водителем фио, паспортные данные при осуществлении ИП фио деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 154735, действительного с 10 августа 2020 года до 09 августа 2025 года, выданного ИП фио (путевой лист не предъявлялся).
По данному факту 23 апреля 2021 года возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определениями от 23 апреля 2021 года и в дальнейшем, в отношении ИП фио составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 17 мая 2021 года, на основании которых 31 мая 2021 года заместителем начальника МАДИ вынесены постановления о привлечении ИП фио к административной ответственности по указанным выше статьям Кодекса.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ИП фио подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: определениями о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколами об административном правонарушении; сведениями о наличии действующего разрешения N 154735, действительного с 10 августа 2020 года до 09 августа 2025 года; выпиской из Единого государственного реестра ИП фио; Информационной выпиской из Федеральной налоговой службы на ИП фио; сведениями из ОБ ДПС ГИБДД УВД по адрес КУСП - 6897 о ДТП 22 апреля 2021 года в 10 час. 40 мин. по адресу: адрес, с такси марка автомобиля ПОЛО" регистрационный знак ТС и иными материалами дела.
При рассмотрении данного дела должностными лицами МАДИ и судьей районного суда приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности Общества в совершении правонарушения, предусмотренного
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судьи о виновности ИП фио в совершении вмененного ему правонарушения, в поданных им жалобах не приведено, доводы жалоб по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением суда, не является основанием к отмене оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о недоказанности нарушения ИП фио требований о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителем транспортного средства и прохождении транспортным средством предрейсового контроля, несостоятелен.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее Обязательные реквизиты), согласно п. 2 которых обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Пунктом 3 Обязательных реквизитов установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в путевом листе, в том числе сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (пп. 2 адрес реквизитов).
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 года N 152, оформление путевого листа и его наличие у водителя является необходимым условием при оказании услуг коммерческой перевозки.
Как усматривается из материалов дела транспортное средство марки марка автомобиля ПОЛО, регистрационный знак ТС принадлежит ИП фио и с 10 августа 2020 года используется им в коммерческих целях, а также 22 апреля 2021 года был выпущен ИП фио в рейс без путевого листа, следовательно ИП Подлипский С.А. не выполнил установленные законом требования к осуществлению деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в том числе о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства.
Доводы в жалобе ИП фио о наличии оснований к снижению назначенного размера административного штрафа на основании части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он с 10 августа 2019 года внесён в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как субъект микропредприятия, - основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку в соответствии с частью 4 указанной нормы правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Исходя из части 4 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно Примечанию к статье 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
С учетом изложенного, положения статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применимы.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях ИП фио объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения норм материального права и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ИП фио к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях должностным лицом и судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении заместителем начальника МАДИ 31 мая 2021 года постановлений по делам об административных правонарушениях, а также при их пересмотре судьей Бутырского районного суда адрес и вынесении решений от 07 ноября 2022 года и от 06 марта 2023 года положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения в области безопасности дорожного движения выявлены в ходе проведения одной проверки, были допущены ИП фио в результате одного действия (бездействия).
Рассмотрение возбужденных в отношении ИП фио дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственно одному должностному лицу.
Таким образом, ИП Подлипский С.А. подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ИП фио подлежали объединению в одно производство. В этой связи, вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления должностного лица МАДИ и решения судьи районного суда подлежат изменению путем назначения ИП фио административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, именно в виде административного штрафа в размере сумма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление N 0356043010321053102001836 заместителя начальника МАДИ от 31 мая 2021 года, решение судьи Бутырского районного суда адрес от 06 марта 2023 года по делу N 12-202/2023 (7-25980/2022), постановление N 0356043010321053102001870 заместителя начальника МАДИ от 31 мая 2021 года, решение судьи Бутырского районного суда адрес от 07 ноября 2022 года по делу N 12-2037/2022 (7-26013/2022), вынесенные в отношении Индивидуального предпринимателя Подлипского фио по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить ИП Подлипскому фио по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.