Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 октября 1999 г. N А23-120/14-99А
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 мая 2000 г. N А23-120/14-99-А
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца М.С.В. - представителя (доверенность от 11.10.99); К.Г.Н. - представителя (доверенность от 11.10.99); К.И.Н. - юрисконсульта (доверенность от 11.10.99); Ч.И.А. - юрисконсульта (доверенность от 11.10.99); от ответчика Е.А.Н. - представителя (доверенность 50 от 11.10.99 постоянная); Н.Е.Д. - представителя (доверенность 19 от 03.03.99 постоянная);
рассмотрев кассационную жалобу Госналогинспекции по Козельскому району Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.06.99 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 16.08.99 по делу N А23-120/14-99А, установил:
АООТ "С" обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налоговой инспекции по Козельскому району N 530 от 28.04.99 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 326800 руб., штрафа в размере 20% от суммы налога - 71860 руб., пени - 51864 руб., всего на сумму 450524 руб. (п. 1.4).
В порядке ст. 37 АПК РФ истец уточнил исковые требования и просил признать недействительным решение налоговой инспекции N 530 от 28.04.99 по п. 1.4 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 359300 руб., 20% штрафа в сумме 71860 руб., пени в сумме 54065 руб., всего на сумму 485225 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.06.99 признано недействительным решение N 530 от 28.04.99 Государственной налоговой инспекции по Козельскому району в части взыскания суммы заниженного налога на добавленную стоимость в сумме 326800 руб. (п. 1.4.1), штрафа в размере 20% от суммы налога - 71860 руб. (п. 1.4.2) и пени в сумме 54065 руб. (п. 1.4.3).
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 16.08.99 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель - Госналогинспекция по Козельскому району Калужской области, просит состоявшиеся судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция находит решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Госналогинспекцией по Козельскому району Калужской области проведена выездная проверка АООТ "С" по соблюдению налогового законодательства за период с 01.01.98 по 28.02.99, которой установлен ряд нарушений налогового законодательства, в том числе необоснованное использование льготы по налогу на добавленную стоимость вследствие нарушения указов Президента РФ N 685 от 08.05.96 и N 1212 от 18.08.96, о чем составлен акт от 31.03.99 N 382.
На основании акта налоговой инспекцией принято решение N 530 от 28.04.99 о применении к истцу ответственности в соответствии с Налоговым кодексом, в том числе по налогу на добавленную стоимость в виде взыскания суммы заниженного налога - 326800 руб., штрафа в размере 20% от суммы налога - 71860 руб., пени - 54065 руб.
Арбитражный суд, удовлетворяя иск, исходил из того, что Указ Президента РФ N 1212 в части отношений комиссионера и комитента упорядочивает наличное и безналичное денежное обращение и не затрагивает норм налогового права по налогу на добавленную стоимость. Данный указ не устанавливает новых норм права, так как аналогичное положение содержится в ст. 999 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой комиссионер обязан по исполнении поручения передать комитенту все полученное по договору комиссии в разумный срок (ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ненадлежащее исполнение комиссионером одной из обязанностей по договору комиссии в рамках гражданско-правового обязательства не может служить основанием для непредоставления комитенту льготы по экспорту, регулируемой Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Вывод налоговой инспекции о том, что платеж по контрактам N 17100823/7100-04 от 05.03.98 и N 17100823/7100-05 от 11.03.98 на расчетный счет налогоплательщика не состоялся, а, следовательно, не может быть предоставлена льгота по налогу на добавленную стоимость по экспортируемым товарам в сумме 106,4 тыс. руб. и 187,2 тыс. руб., признан судом необоснованным, так как пункты 3.1 и 5.1 договора займа от 26.01.98 между истцом и его комиссионером по внешнеэкономическим контрактам подтверждают, что заем был получен истцом исключительно для выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам по причине отсутствия у него собственных средств.
Одновременно у комиссионера и комитента возникли встречные однородные требования, а, именно, со стороны комиссионера - погашение суммы займа по договору от 26.01.98 в размере 576008,92 руб., а со стороны комитента - перечисление выручки по контрактам в том же размере, что не запрещено Указом Президента N 685.
На основании ст.ст. 19, 20 Инструкции Госналогслужбы РФ N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" суд пришел к выводу о том, что российским налогоплательщиком в рассматриваемых по делу сделках является комиссионер, а поэтому выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, может представляться со счета фактического покупателя (экспортера), которым является комиссионер.
Данные доводы суда противоречат нормам материального права.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные.
Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых за пределы государств-участников СНГ товаров, в том числе через посреднические организации, по договору комиссии или поручения, в налоговые органы предъявляют в обязательном порядке контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика, заключенный с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров; выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах; грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации - налогоплательщика, с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов с отметками пограничных таможенных органов стран-участников СНГ или таможенных органов стран, находящихся за пределами стран-участников СНГ.
При этом термином "счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах" является счет российского предприятия - экспортера, являющегося собственником продукции, которая реализуется на экспорт через комиссионера.
Соблюдение этого условия установлено Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", которым предусмотрено, что возврат НДС при экспорте осуществляется только после поступления выручки на счет налогоплательщика (экспортера) в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.
В случае реализации продукции на экспорт через посреднические организации по договору комиссии Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" предусматривает по сделкам на поставку товаров, совершаемым агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (экспортера), перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала (экспортера) всей полученной агентом (комиссионером) выручки по этим сделкам, за исключением его вознаграждения.
Агенту (комиссионеру) не может поручаться исполнение юридических действия, вытекающих из правоотношений принципала (экспортера), регулируемых налоговым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, право истца на льготу по налогу на добавленную стоимость при экспорте продукции возникает только после предъявления в налоговые органы всех вышеперечисленных документов и соблюдения отмеченных особенностей.
В материалах дела указанные документы отсутствуют, в судебных актах оценка им не дана, что свидетельствует о неполном исследовании фактических обстоятельств дела.
Кроме того, в нарушение ст. 127 АПК РФ арбитражный суд рассмотрел исковые требования АООТ "С" не в полном объеме.
Согласно дополнения к исковому заявлению (л.д. 70 - 71) АООТ "С" просит признать недействительным решение налоговой инспекции N 530 от 28.04.99 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 359300 руб., штрафа за его неуплату в сумме 71860 руб., пени - 54065 руб.
Иск рассмотрен только в части налога на добавленную стоимость на сумму 326800 руб., штрафа - 71860 руб. и пени - 54065 руб. В части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 32500 руб. исковые требования не разрешены.
Учитывая, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций неполно выяснены фактические обстоятельства, нарушены нормы материального и процессуального права, принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция постановила:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 28.06.99 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калужской области от 16.08.99 по делу N А23-120/14-99А отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 1999 г. N А23-120/14-99А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании