Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Тимохина И.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданное 12 октября 2023 года кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу N 2а-2-108/2023 по административному исковому заявлению прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия по передаче объектов теплоснабжения, возложении обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационного представления, объяснения представителя прокуратуры Ульяновской области Макарова Е.Н, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Вешкаймского района Ульяновской области (далее также - административный истец, прокурор), действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области (далее также - административный ответчик, администрация), указал, что муниципальному образованию (далее - МО) Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области на праве собственности принадлежат объекты теплоснабжения - теплосети протяженностью 2, 7 км, теплосеть протяженностью 0, 6 км. Концессионные соглашения в отношении указанных социально значимых объектов недвижимого имущества не заключены.
Ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ); возложить на администрацию МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2023 года административные исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, признано незаконным бездействие муниципального учреждения администрации МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ, на муниципальное учреждение администрацию МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области возложена обязанность в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ передачу объектов теплоснабжения, а именно теплосеть протяженностью 2, 7 км и теплосеть протяженностью 0, 6 км.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении исполняющий обязанности прокурора Ульяновской области просит об отмене апелляционного определения как постановленного при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и направлении дела на новое рассмотрение. Указывает, что действующее законодательство не позволяет передавать объекты теплоснабжения до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
Администрацией представлены письменные возражения на кассационное представление.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы, содержащиеся в кассационном представлении и возражениях на него, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).
Целями Федерального закона N 115-ФЗ является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения (пункт 11 части 1 статьи 4).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1).
Согласно частей 2 и 3 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой
опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, исходя из вышеприведенного правового регулирования объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности и эксплуатирующийся более пяти лет, предоставляется лицу исключительно на основании концессионного соглашения.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в собственности МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области находятся объекты теплоснабжения - теплосети протяженностью 2, 7 км, теплосеть протяженностью 0, 6 км. Данные объекты теплоснабжения ранее находились в пользовании ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" на основании договора аренды от 1 сентября 2022 года N 408, который расторгнут 24 января 2023 года, имущество возвращено администрации поселения, в отношении указанного имущества администрацией концессионное соглашение не заключено, не организована передача объектов теплоснабжения - теплосети, то есть имеет место незаконное бездействие, в этой связи для восстановления нарушенного права на администрацию МО Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области возложена обязанность по организации передачи объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом не согласился, указал, что требование заявлено прокурором и удовлетворено судом преждевременно, поскольку тепловые сети были переданы административному ответчику по акту от 24 января 2023 года, а с административным иском прокурор обратился в суд 29 марта 2023 года.
Между тем судом апелляционной инстанции не выяснен вопрос о законности получения объектов теплоснабжения в пользовании ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" от МКП "Теплосервис", полномочно ли было данное предприятие распоряжаться тепловыми сетями.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Таким образом, факт нахождения в пользовании ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" сам по себе не может свидетельствовать об исполнении административным ответчиком обязанностей, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в том числе в определении от 17 февраля 2015 года N 274-О, статьи 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, не установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, не основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемый судебный акт принят с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, следовательно, не может быть признан законным и подлежит отмене.
Принимая во внимание, что для исправления допущенных в применении норм материального и процессуального права ошибок требуется исследование и оценка доказательств, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть приведенное выше и принять решение при строгом соблюдении норм процессуального и материального закона.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года отменить.
Направить административное дело в Ульяновский областной суд на новое апелляционное рассмотрение.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.