Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 16 декабря 1999 г. по делу N А14-2231-98/51/7
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Министерства государственного имущества России по Воронежской области, г. Воронеж, на решение от 16.08.99 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.99 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-2231-98/51/7, установил:
Терагентство Мингосимущества России по Воронежской области (далее - Терагентство) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к АООТ "В", г. Воронеж, и Комитету по управлению госимуществом (далее КУГИ) Воронежской области, г. Воронеж, о признании права федеральной собственности на пакет акций АООТ "В" в количестве 9037 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая, обязании АООТ "В" включить Терагентство в реестр акционеров общества и выдать выписку из этого реестра.
Третьим лицом, а затем соответчиком по делу, суд привлек также Фонд имущества Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.98, оставленным в силе Постановлением апелляционной инстанции от 09.09.98 и Постановлением кассационной инстанции от 12.11.98, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.99 N 645/99 указанные судебные акты отменены, как необоснованные, и дело передано в первую инстанцию для нового рассмотрения.
При повторном рассмотрении Арбитражным судом Воронежской области Решением от 16.08.99, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 20.10.99, в иске вновь отказано.
Ссылаясь на то, что данные судебные акты не основаны на законе, выводы судебных инстанций о том, что спорное имущество является собственностью Воронежской области, а не федеральной собственностью, являются неправомерными, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене и удовлетворении иска.
Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Истец, КУГИ Воронежской области, и Фонд имущества Воронежской области письменно просят о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворении иска по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по решению от 20.11.92 N 664 Комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области, наделенного в указанный период времени правами Территориального агентства Госкомимущества Российской Федерации, Территориальное производственное объединение "В" (далее ТПО "В") преобразовано в акционерное общество открытого типа "В". Акционирование объединения осуществлялось в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.92 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". Учредителями АООТ "В" выступили ряд государственных предприятий, входивших в состав объединения, и Комитет по управлению государственным имуществом Воронежской области с долей госимущества в размере 9037 тыс. руб., что составило 96% уставного капитала АО. Постановлением главы администрации Ленинского района г. Воронежа N 310/27 от 24.11.92 зарегистрирован устав АООТ "В", п. 4.2 которого предусмотрено, что реестр акционеров ведется органами управления самого общества.
В соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 принадлежащий государству пакет обыкновенных акций АО в количестве 9037 шт., номинальной стоимостью 100 руб. каждая, Комитетом по управлению госимуществом Воронежской области 22.12.92 был передан Фонду имущества по Воронежской области, который внесен в качестве их владельца в реестр акционеров АООТ "В".
В процессе рассмотрения настоящего дела на основании передаточного распоряжения N 140 от 30.12.98 спорный пакет акций вновь передан Фондом Комитету по управлению имуществом Воронежской области.
Распоряжением Госкомимущества России от 10.06.97 N 455-р создано территориальное агентство Госкомимущества Российской Федерации по Воронежской области, к ведению которого отнесены вопросы приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, расположенными на территории Воронежской области, в т.ч. в порядке правопреемства, вопросы и решения, принятые Комитетом по Управлению имуществом Воронежской области в период, когда он обладал правами и полномочиями терагентства ГКИ РФ. Терагентству предоставлено также право управлять долями, акциями, закрепленными в установленном порядке в собственности РФ. КУГИ Воронежской области одновременно лишен правомочий терагентства ГКИ РФ.
В связи с этим по распоряжению ГКИ РФ от 29.08.97 N 746-р Министерство госимущества РФ письмом N ВШ-15/7219 от 10.11.97 предложило КУГИ Воронежской области передать до 01.12.97 вновь образованному Терагентству документацию, касающуюся объектов федеральной собственности, от чего КУГИ Воронежской области уклонился.
Терагентство письмом N 6-212 от 18.03.98 просило АООТ "В" о включении его в реестр акционеров общества в качестве правопреемника КУГИ Воронежской области в отношении пакета акций, являющихся федеральной собственностью, на что акционерное общество ответило отказом, сославшись на то, что данный пакет акций является областной собственностью (письмо N 1-4/16 от 31.03.98).
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления настоящего иска.
Отказывая в его удовлетворении, арбитражный суд первой инстанции сослался на недоказанность истцом его доводов о том, что спорное имущество относится к объектам федеральной собственности.
С данным выводом согласился и суд апелляционной инстанции, указав также, что на момент образования АООТ "В" учредившие его предприятия (хлебозаводы) являлись собственностью Воронежской области, в федеральную собственность переданы лишь в 1996 году, а доказательств передачи АООТ "В" в федеральную собственность не имеется.
Однако такие выводы судебных инстанций сделаны ими в противоречии с требованиями законодательства, материалами дела и вопреки указаниям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 18.05.99 N 645/99 и в силу ст. 190 ч. 1 АПК РФ являющимся для них обязательными.
Хлебозаводы области, выступившие наряду с КУГИ Воронежской области учредителями АООТ "В", владеют 4% акций данного акционерного общества, которые не являются предметом настоящего спора. Поэтому для установления права собственности на спорный пакет акций уровень государственной собственности других учредителей АООТ "В" правового значения не имеет.
Действующим законодательством не установлены основания и порядок передачи объектов других уровней собственности в федеральную собственность. Поэтому ссылку суда на непредставление истцом доказательств передачи спорного пакета акций АООТ "В" в собственность РФ нельзя признать правомерной.
В нарушение требований ст.ст. 124, 127, 159 АПК РФ в обжалуемых судебных актах отсутствует правовое обоснование вывода о том, что спорное имущество не относится к объектам федеральной собственности, а является собственностью Воронежской области.
Поэтому указанные судебные акты в силу ст. 176 ч. 1 АПК РФ подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, на момент создания АООТ "В" действовало Постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной обл., автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
ПТО "В" не подпадало под перечни приложений 1-3 названного постановления.
Согласно п. 3 постановления объекты государственной собственности, не указанные в приложении к нему NN 1-3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность субъектов РФ на основании предложений их законодательных органов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Передача этих объектов в собственность субъектов РФ в силу п.п. 6, 11 указанного постановления осуществляется постановлением Правительства РФ в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Такое Положение утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
Передача ТПО "В" в собственность Воронежской области в указанном порядке на момент его акционирования не проводилась. Поэтому в силу прямого указания закона - п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2030-1 от 27.12.92 - данное предприятие находилось в собственности Российской Федерации.
Согласно п.п. 2, 3 раздела II Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ N 721 от 01.07.92, и п.п. 2, 6 Положения о порядке внесения вкладов госпредприятиями и комитетами по управлению имуществом в товарищества и акционерные общества, создаваемые при преобразовании добровольных объединений предприятий, утвержденного распоряжением ГКИ России от 28.08.92 N 393-р, Комитет по управлению имуществом выступает учредителем АО в пределах принадлежащего государству вклада в имущество объединения и такие вклады признаются вкладом государства. Вкладом государства в имущество объединения является находящееся на его балансе имущество, переданное органами государственной власти или управления в ведение (на баланс) объединения; имущество, в т.ч. финансовые средства и вложения, имущественные права, полученные объединением в порядке правопреемства от органов госуправления при их реорганизации или ликвидации; имущество, созданное за счет средств централизованных фондов, управление которыми осуществлялось объединением.
В связи с изложенным не имеет правового значения для определения уровня собственности спорного имущества довод ответчиков о том, что ТПО "В" образовано в 1988 году в порядке реорганизации из Управления хлебопекарной и макаронной промышленности Воронежского облисполкома.
Так как АООТ "В" было учреждено КУГИ Воронежской области на базе имущества, составляющего федеральную собственность, отсутствовали правовые основания для признания пакета акций, держателем которых он является, объектам собственности Воронежской области.
Передача спорного пакета акций в собственность Воронежской области в установленном законодательством порядке не осуществлена до настоящего времени. В перечне федерального имущества, переданного в собственность Воронежской области Постановлением Правительства РФ N 348 от 19.04.93, данный пакет акций не указан. Других доказательств такой передачи ответчики в нарушение ст. 53 АПК РФ не представили.
Согласно разъяснениям п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 25.02.98 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр областной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется непосредственно Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Так как включение спорного имущества в реестр объектов собственности Воронежской области является неправомерным, суд в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не может принять этот акт органа управления Воронежской области в качестве доказательства права собственности субъекта Российской Федерации на пакет акций АООТ "В".
При таких обстоятельствах спорное имущество в настоящее время в силу п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 является объектом федеральной собственности, правом владения, управления и распоряжения которым обладает территориальное агентство Мингосимущества РФ по Воронежской области.
Отказ АООТ "В", как реестродержателя, включить истца в качестве правопреемника бывшего владельца спорных акций в реестр акционеров АО и выдать выписку из реестра, подтверждающую право собственности РФ на эти акции, противоречит ст.ст. 45, 46 Федерального закона Российской Федерации "Об акционерных обществах".
В связи с изложенным заявленный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Доводы ответчиков об истечении срока исковой давности по данному требованию были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно им отклонены.
В соответствии со ст. 42 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, ст.ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности для данной категории споров составляет 3 года, а его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как следует из материалов дела, до момента создания терагентства КУГИ Воронежской области и Фонд имущества по Воронежской области правомерно владели спорным пакетом акций. В органах статистики он учитывался как объект не областной, а смешанной формы собственности. О нарушении своего права государство в лице его правомочного органа узнало лишь после отказа КУГИ в 1997 году передать истцу документацию на спорное имущество и отказе АООТ "В" внести соответствующие сведения о владельце акций в реестр акционеров и выдать выписку из него. Поэтому срок исковой давности истцом к моменту обращения в суд не пропущен и его право подлежит защите.
В силу ст. 5 ч. 3 Федерального закона Российской Федерации "О государственной пошлине" истец и ответчики по спору о праве собственности освобождены от уплаты госпошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах. По иску к АООТ "В" о внесении истца в реестр акционеров и выдаче выписки из реестра судебные расходы по делу относятся на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 171, 174, 175 п. 2, 176 ч. 1, 177 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 16.08.99 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.99 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-2231-98/51/7 отменить.
Иск Территориального агентства Министерства государственного имущества России по Воронежской области удовлетворить.
Признать за Российской Федерацией право собственности на пакет обыкновенных акций акционерного общества открытого типа "В" в количестве 9037 штук номинальной стоимостью 100 руб. каждая.
Обязать АООТ "В" внести в реестр его акционеров территориальное агентство Мингосимущества России по Воронежской области в качестве владельца указанного пакета акций и выдать ему выписку об этом из реестра акционеров.
Взыскать с АООТ "В" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 2087 руб. 25 коп. по иску, двум апелляционным и первой кассационной жалобам.
Взыскать с АООТ "В" в доход федерального бюджета 314 руб. 45 коп. госпошлины по настоящей кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 42 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, ст.ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности для данной категории споров составляет 3 года, а его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как следует из материалов дела, до момента создания терагентства КУГИ Воронежской области и Фонд имущества по Воронежской области правомерно владели спорным пакетом акций. В органах статистики он учитывался как объект не областной, а смешанной формы собственности. О нарушении своего права государство в лице его правомочного органа узнало лишь после отказа КУГИ в 1997 году передать истцу документацию на спорное имущество и отказе АООТ "В" внести соответствующие сведения о владельце акций в реестр акционеров и выдать выписку из него. Поэтому срок исковой давности истцом к моменту обращения в суд не пропущен и его право подлежит защите.
В силу ст. 5 ч. 3 Федерального закона Российской Федерации "О государственной пошлине" истец и ответчики по спору о праве собственности освобождены от уплаты госпошлины при рассмотрении дел в арбитражных судах. По иску к АООТ "В" о внесении истца в реестр акционеров и выдаче выписки из реестра судебные расходы по делу относятся на ответчика."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 декабря 1999 г. по делу N А14-2231-98/51/7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании