Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф
судей Белоусовой Ю.К.
Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Кардановой А.А. Архагова А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 сентября 2023 г.
по административному делу по административному иску Кардановой А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения представителя Кардановой А.А. Архагова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике Мамишевой Б.Л, возражавшей относительно доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карданова А.А. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что на основании выписки из похозяйственной выписки от 10 июля 2015 г. Кардановой А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, городской округ Баксан, "адрес", о чем в похозяйственной книге N1, лицевой счет N 4291, год закладки 2007-2011 сделана запись 14 января 1997 г. на основании похозяйственной книги N 24, лицевой счет N 1334, год закладки 1997-2001 администрации "адрес" Кабардино-Балкарской Республики. С целью оформления прав на земельный участок, Карданова А.А. обратилась в Баксанский муниципальный отдел Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об указанном участке как ранее учтенном, приложив к заявлению выписку из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 10 июля 2015 г. и постановление Местной администрации с. Дыгулыбгей от 13 мая 1999 г. N 31 о выделении приусадебного земельного участка в размере 0, 15 га в нижней части села. Уведомлением от 28 февраля 2022 г. регистрирующим органом во внесении сведений отказано по мотиву отсутствия в представленных документах заявления на регистрацию права, отметив, что в указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Карданова А.А. 13 февраля 2023 г. повторно обратилась в регистрирующий орган с аналогичным заявлением, приложив заявление о государственной регистрации права. Оспариваемым уведомлением от 17 февраля 2023 г. вновь отказано в удовлетворении обращения, ссылаясь на то, что представленные документы носят противоречивый характер; в соответствии с выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок внесена запись 14 января 1997 г, что не соответствует дате 13 мая 1999 г.
Решением Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 июля 2023 г, требования Кардановой А.А. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 сентября 2023 г. решение суда отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Кардановой А.А. отказано.
В кассационной жалобе представителя Кардановой А.А. Архагова А.А, поданной 25 октября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 ноября 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 сентября 2023 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решение Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 июля 2023 г.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Карданова А.А.13 февраля 2023 г. обратилась с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, городской округ Баксан, "адрес".
В качестве основания возникновения у административного истца права на земельный участок и в обоснование его внесения в государственный кадастр недвижимости как ранее учтенного были предоставлены: выписка из похозяйственной книги от 10 июля 2015 г, выданная Администрацией села Дыгулыбгей городского округа Баксан, и постановление Местной администрации села Дыгулыбгей от 13 мая 1999 г.
Уведомлением Баксанского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике 17 февраля 2023 г. Кардановой А.А. отказано во включении в ЕГРН сведений об указанном выше земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с предоставлением противоречивых правоустанавливающих документов на данный земельный участок, на основании которого необходимо внести в ЕГРН сведения о ранее учтенном объекте недвижимости.
В то же время, в своем отказе административный ответчик сослался на то, что в соответствии с выпиской из похозяйственной книги сведения о наличии права у Кардановой А.А. на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, городской округ Баксан, "адрес", внесены 14 января 1997 г, что могло характеризовать объект как ранее учтенный, в то время как постановление Местной администрации села Дыгулыбгей о выделении Кардановой А.А. земельного участка в размере 0, 15 га, расположенного в нижней части села датировано 13 мая 1999 г, что тому препятствует. При этом согласно ответу на межведомственный запрос Управления Росреестра по Кабардино-Балкарской Республике в адрес местной администрации с. Дыгулыбгей, записей в похозяйственных книгах о наличии у Кардановой А.А. земельного участка в указанном населенном пункте не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о незаконности действий административного ответчика, исходя из того, что административным истцом при обращении в Росреестр были предоставлены все документы, подтверждающие принадлежность ей на праве собственности указанного земельного участка.
С такими выводам суда первой инстанции не согласился суд второй инстанции, проверяя решение суда в апелляционном порядке и исследовав новые доказательства, приобщенные к материалам дела как подтверждающие существенные обстоятельства, которые подлежали установлению судом первой инстанции, указал, что упомянутые документы, ввиду их противоречий, не являются правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами, свидетельствующим о юридической передаче административному истцу спорного земельного участка в 1997 г, и не влекут внесение в ЕГРН сведений о спорном земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости. В связи с этим суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 28 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в то время как признание ранее возникших прав, возникающих в силу закона, ранее учтенных объектов недвижимости, регулируются нормами статьи 69 того же Федерального закона и не содержат возможности приостановления внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. При таких обстоятельствах, учитывая, что Кардановой А.А. к заявлению о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке не приложены документы, являющиеся основаниями для осуществления регистрационных действий по внесению сведений о таком земельном участке как ранее учтенном, оснований для удовлетворения административного иска у суда первой инстанции не имелось.
При этом в суде апелляционной инстанции подтверждены сведения, указанные в оспариваемом уведомлении от 17 февраля 2022 г. о противоречиях в представленных документах, в ответе от 17 февраля 2022 г. на межведомственный запрос посредством электронного документооборота органом местного самоуправления опровергнуто наличие записей в похозяйственных книгах о Кардановой А.А, последующий ответ на межведомственный запрос, полученный органом государственной регистрации 4 августа 2023 г, помимо того свидетельствует о том, что самой Кардановой А.А. 7 апреля 2022 г. дан ответ о отсутствии в похозяйственных книгах информации о наличии у нее земельного участка.
Аналогичная информация поступила и на запрос суда апелляционной инстанции, согласно которой данных о предоставлении Кардновой А.А. земельных участков, расположенных на территории с. Дыгулыбгей городского округа Баксан в администрации с. Дыгулыбгей не имеется, указанное подтверждается представленными выписками из похозяйственных книг, истребованных судом апелляционной инстанции. Установленными обстоятельствами подтверждается довод решения административного ответчика о противоречивости представленных документов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленное заявителем постановление от 19 мая 1999 г. указывает на предоставление Кардановой А.А. земельного участка в размере 0, 15 га в нижней части села, без указания адреса, что не позволяет однозначно идентифицировать объект недвижимости, не содержит необходимых сведений для внесения записей о нем.
Судебная коллегия полагает об отсутствии предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, выводы которого соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат требованиям материального и процессуального права.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания (пункт 1); в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным (пункт 2).
Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 названного Федерального закона ранее учтенными земельными участками являются:
- земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (до 1 марта 2008 г.);
- земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" могут быть внесены в ЕГРН на основании:
имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;
представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.
Согласно положениям пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав свидетельства о праве собственности на землю, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, свидетельства о праве собственности.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:
акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
В соответствии с частями 5, 6, 8 статьи 69 приведенного закона в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости регистрирующий орган обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, земельный участок, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, городской округ Баксан, "адрес", ранее учтенным не является, что следует из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе представленных административным истцом с заявлением о государственной регистрации и кадастровом учете объекта недвижимости, и полученных административным ответчиком в ходе межведомственного взаимодействия, а также судом по запросу.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, при этом предусмотренные пунктом 2 части 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, в том числе, перечисленные в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в рассматриваемом случае отсутствуют.
Утверждение административного истца о том, что к таким документам, перечисленным в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", относится постановление Местной администрации села Дыгулыбгей от 13 мая 1999 г, основано на ошибочном толковании закона, поскольку акт органа местного самоуправления является правоустанавливающим либо правоудостоверяющим документом, позволяющим внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения в отношении объекта недвижимого имущества, являющегося ранее учтенным (по правилам частей 4 и 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" объект должен быть либо поставлен на учет до 1 марта 2008 г. либо права на него должны возникнуть в силу закона или должны быть зарегистрированы до 31 января 1998 г.). Поскольку акт органа местного самоуправления датирован позднее 31 января 1998 г, а учетные действия в отношении земельного участка не были произведены, то отнести его к ранее учтенным не представляется возможным.
Более того, к перечисленным в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" документам постановление органа местного самоуправления, выданное в 1999 г, не может быть отнесено, поскольку оно в любом случае не заменяет собой выданные до 31 января 1998 г. государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права гражданина на земельный участок, и не заменяет выданные после 31 января 1998 г. свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения". Иных документов в названной норме не предусмотрено.
Представленная при этом выписка из похозяйственной книги о наличии у Кардановой А.А. права на земельный участок от 10 июля 2015 г, содержание которой обоснованно подвергнуто в ходе проведения государственным регистратором правовой экспертизы документов сомнению в связи с противоречиями относительно описания объекта и даты его предоставления, не подтверждает возникновение прав административного истца на спорный земельный участок по состоянию на 14 января 1997 г, что проверено и опровергнуто исследованными в суде апелляционной инстанции копиями записей похозяйственных книг, а также ответом органа местного самоуправления.
При таком положении выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствами дела, основания для отмены обжалуемого судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 15 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кардановой А.А. Архагова А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 декабря 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.