Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по Шабанова Заура Залимхановича к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Дагестан о возложении обязанности выплатить задолженность по оплате за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу, компенсации за задержку выплат и возмещении морального вреда, по кассационной жалобе ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Дагестан на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шабанов З.З. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Дагестан о признании незаконным решение от 10 августа 2022 года N5/то/31/1-92 об отказе, возложении обязанности выплатить задолженность по оплате за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу, компенсацию за задержку выплат и возмещении морального вреда в размере 50000 руб.
Решением Кировского районного суда г.Махачкалы от 3 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд постановилпризнать незаконным решение Учреждения следственный изолятор N1 УФСИН РФ по Республике Дагестан от 10 августа 2022 года N5/ТО/31/1-92.
Обязал ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Дагестан подсчитать и выплатить Шабанову З.З. сумму задолженности по оплате за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу за период с 12 января 2019 года по 27 июля 2022 года.
Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Дагестан рассчитать и выплатить Шабанову З.З. компенсацию за задержку выплат в порядке ст.236 ТК РФ.
Взыскал с ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Дагестан в пользу Шабанова З.З. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике Дагестан просит отменить апелляционное определение ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, установлены.
Согласно ст.55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ (ред. от 05 декабря 2022 года) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной служебной неделе.
Согласно ч.6 ст.55 ФЗ-197 от 19 июля 2018 года сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни - в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В соответствии с Приложением N ч.3 Порядка привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (далее-Порядок), сотрудники привлекаются к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя (начальника) учреждения или органа УИС либо руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа УИС. Приказ доводится до сведения сотрудника под подпись.
Согласно Приложению N10 ч.5 Порядка в учреждениях (филиалах учреждений) и органах уголовно-исполнительной системы ведутся табели учета использования рабочего времени, предусмотренные приказом Минфина России от 30 марта 2015 года N52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
В соответствии с Приложением N11 ч.4 Порядка доплата за службу в ночное время производится на основании данных табеля учета использования рабочего времени, предусмотренного приказом Минфина России от 30 марта N 52н.
Согласно п.7 Приложения N10 к Приказу Минюста России от 05 августа 2021 года N132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" - сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются приказом руководителя (начальника) учреждения или органа УИС. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля. Заполненный табель, подписанный ответственными должностными лицами, передается в кадровое подразделение с целью учета служебного времени для дальнейшего издания приказов о предоставлении компенсаций и передачи в бухгалтерию (финансовое подразделение) учреждения или органа УИС.
Приказом Минюста России от 05 августа 2021 года N132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" утверждена процедура предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, которая в п.п.5, 8, 9, 10 содержит аналогичные положения.
В соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником УИС права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Из материалов дела следует, что Шабанов З.З. работал в ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Дагестан в должности старшего инспектора отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения с 2004 года по 27 июля 2022 года и ему была установлена 40-часовая рабочая неделя.
На основании приказа УФСИН России по Республике Дагестан от 27 июля 2022 года за N221-лс расторгнут контракт, и истец уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по п.4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих условные наказания в виде лишения свободы" с 01 августа 2022 года с выплатой денежной компенсации за неиспользованные в 2022 основной отпуск в количестве 30 календарных дней, дополнительный за стаж службы в уголовно исполнительной системе отпуск в количестве 5, 83 календарных дня, с выплатой единовременного пособия в размере двух окладов денежного содержания.
На обращение истца, зарегистрированного за NОГ-88 от 01 августа 2022 года ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Дагестан, письмом от 10 августа 2022 года N5/то/31/1-92 дан ответ о том, что компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, а также за переработку сверхурочного времени за период с 2019 года по 2022 год не имеется возможности, в связи с отсутствием в бухгалтерии ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Дагестан табелей учета рабочего времени на Шабанова З.З. за указанный период.
Принимая решение об удовлетворении требований в части, суд принял во внимание, что в ответе ФКУ СИЗО-1 УФСИН РФ по Республике Дагестан от 10 августа 2022 года N5/то/31/1-92 признает факт переработки сверхурочного времени за период с 2019 года по 2022 года, что с Шабановым З.З. на момент увольнения работодатель в полном объеме не рассчитался за время фактически отработанное им сверх установленной нормы рабочего времени, ни путем предоставления дополнительных дней отдыха, ни путем денежной компенсации, его требования о взыскании с ответчика задолженности по оплате за сверхурочную работу.
Суд принял во внимание расчет компенсации за службу сверх установленной нормы рабочего времени, предоставленный истцом, за 2019 год-2022 год и обязал ответчика подсчитать и выплатить Шабанову З.З. сумму задолженности по оплате за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу за период с 2019 года по 2022 год.
Суд первой инстанции признал, что в силу ст.236 ТК РФ в пользу истца подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение сроков этих выплат.
С данным решением и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
С правомерностью и обоснованность выводов судов суд кассационной инстанции не может согласиться, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
Сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд (часть 3 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Из приведенных нормативных положений следует, что по общему правилу сотрудник, ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Из содержания статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к отношениям, возникающим при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
Специальными нормативными актами вопрос о сроке обращения в суд за защитой нарушенного права сотрудников уголовно-исполнительной системы урегулирован, в связи с чем, применение судами положений статьи 392 ТК РФ нельзя признать верными.
Помимо того, согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункт 11).
Возлагая на ответчика обязанность, подсчитать и выплатить Шабанову З.З. сумму задолженности по оплате за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу за период с 2019 года по 2022 год взыскивая компенсацию в порядке статьи 236 ТК РФ, суд в нарушение приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суд Российской Федерации не установилразмер сумм подлежащих взысканию, не указал период, не произвел расчет компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Аналогичные разъяснения были даны в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
По настоящему делу судом апелляционной инстанции данные требования закона не выполнены, допущенные судом первой инстанции нарушения закона не устранены.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм права, которые являются существенными и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 августа 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.