Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быленок Ольги Александровны к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, по кассационной жалобе УФССП России по Брянской области
на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 апреля 2023 г, дополнительное решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 25 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 августа 2023 г, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д,
УСТАНОВИЛА:
Быленок О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 апреля 2023 г. исковые требования Быленок О.А. удовлетворены частично. На УФСИН России по Брянской области возложена обязанность произвести Быленок О.А. оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу на территории зоны проживания с правом на отселение за 2022 года продолжительностью 14 календарных дней в размере 18 515 руб. 58 коп, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; на УФССП России по Брянской области возложена обязанность осуществлять Быленок О.А. выплату ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение и ежемесячной денежной компенсации работающим в организациях зоны в соответствии с пунктами 1 и 3 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В удовлетворении требований к ОСФР по Брянской области отказано.
Дополнительным решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 25 мая 2023 г. на УФССП России по Брянской области возложена обязанность осуществлять Быленок О.А. выплату ежемесячной денежной компенсации в зависимости от проживания на территории зоны проживания с правом на отселение и ежемесячной денежной компенсации работающим в организациях зоны в соответствии с пунктами 1 и 3 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с момента прекращения указанных выплат - с 1 сентября 2022 года, а также предоставлять и оплачивать Быленок О.А. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне проживания с правом на отселение продолжительностью 14 календарных дней с выплатой единовременной компенсации на оздоровление к нему в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 августа 2023 г. решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 апреля 2023 г, дополнительное решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 25 мая 2023 г. оставлены без изменения, апелляционная жалоба УФССП России по Брянской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе УФССП России по Брянской области просит отменить решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 апреля 2023 г, дополнительное решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 25 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 августа 2023 г, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Быленок О.А. с 26 апреля 1986 г. по настоящее время постоянно проживает в гор.Новозыбкове, территория которого согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N1582 относилась к зоне отселения, а с 21 октября 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года N1074 относится к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно служебному контракту от 28 апреля 2020 года Быленок О.А. с 01 декабря 2020 года состоит в трудовых отношениях с УФССП России по Брянской области, в настоящее время замещает должность государственной гражданской службы Российской Федерации - ведущего специалиста-эксперта (по ведению депозитного счета) отделении судебных приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам.
Быленок О.А. через Пенсионный фонд Российской Федерации являлась получателем компенсаций, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с 01 сентября 2022 года выплаты указанных компенсаций прекращены на основании решений ОПФР по Брянской области от 22 августа 2022 года.
25 августа 2022 года Отделением ПФР по Брянской области руководителю управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области направлена информация о прекращении истцу мер социальной поддержки с 01 сентября 2022 года и необходимости своевременного установления данных мер сотрудникам УФССП России по Брянской области согласно прилагаемому списку, в котором, в том числе, значится Быленок О.А.
Приказом руководителя УФССП России по Брянской области от 13 сентября 2022 года Быленок О.А. предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу на территории зоны проживания с правом на отселение за 2022 год продолжительностью 14 календарных дней с 17 по 30 октября 2022 года, согласно справке о размере среднего заработка для оплаты дополнительного отпуска от Быленок О.А. подлежит выплате сумма 18 515, 54 руб.
Решениями ОПФР по Брянской области от 05 октября 2022 года в оплате ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском, Быленок О.А. отказано на основании статьи 5.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
11 ноября 2022 года истец обратилась в УФССП России по Брянской области с заявлением о назначении и выплате ей компенсаций в соответствии с названным законом, однако соответствующие компенсации и выплаты назначены Быленок О.А. не были.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт постоянного проживания истца Быленок О.А. на территории зоны проживания с правом на отселение и осуществление ею трудовой деятельности в организации на территории указанной зоны подтверждают ее право на получение мер социальной поддержки, в предоставлении которых ей необоснованно отказано работодателем - УФССП России по Брянской области.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает выводы судов обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
В судебных постановлениях приведены нормы материального права (ст.ст.5.1, 18 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 01 октября 2019 года N328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 6.1 Федерального закона от 21 июля 1996 года N118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации"; п.6 Правил финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года N542), подлежащие применению к спорным правоотношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела суды, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив собранные доказательства в их совокупности, обоснованно исходили из того, что Быленок О.А. относится к гражданскому персоналу органа принудительного исполнения Российской Федерации, постоянно проживает и работает в гор.Новозыбкове, территория которого относится к зоне радиационного загрязнения с правом на отселение, в октябре 2022 года ей был предоставлен ежегодный дополнительный отпуск за работу в зоне радиационного загрязнения, однако, предусмотренные законом выплаты ей не произведены.
Учитывая, что в соответствии со статьей 5.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года N542, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, где гражданин проходит службу, то есть в данном случае в УФССП России по Брянской области, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по предоставлению Быленок О.А. указанных мер социальной поддержки должна быть возложена на УФССП России по Брянской области.
Приведенные в кассационной жалобе УФССП России по Брянской области доводы о том, что понятие "государственный гражданский служащий" не аналогично понятию "гражданский персонал" и Быленок О.А. не относится к гражданскому персоналу, являются необоснованным, поскольку в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", она относится к данной категории (ст. 6.4).
Доводы кассационной жалобы УФССП России по Брянской области об отсутствии в федеральном бюджете по строке 322 (ФССП) финансирования социальных выплат в соответствии с Законом о ЧАЭС, не свидетельствуют о незаконности выводов судов и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
По существу доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 21 апреля 2023 г, дополнительное решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 25 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу УФССП России по Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.