Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Дагуф С.Е, Самойловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи, действующего в интересах Российской Федерации к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, согласно которому просил признать отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок N, имеющий кадастровый N, площадью 594 кв.м, вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: "адрес", в садоводческом товариществе "Луч", участок N, а также снять вышеназванный земельный участок с государственного кадастрового учета, аннулировав сведения о нем в ЕГРН.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельный участок с кадастровым номером N незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 мая 1983 г. N 214 "О
создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Границы лесничеств, входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с пунктом 2 статьи 23, статей 67, 68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), пункта 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая картысхемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 г, пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Нижне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером N, категории земель - "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается письмом Территориального отдела N филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в границах земель Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года.
Вместе с тем, право собственности на земельный участок с кадастровым номером N зарегистрировано за ФИО1 20.11.2015г. что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.06.2022г.
Также истцом указано, что для размещения садоводческого товарищества "Луч", из территории которого образован спорный земельный участок, земли Сочинского национального парка в установленном порядке не изымались и в пользование не предоставлялись. Тогда как с учетом решения Сочинского ГИК от 17.02.1998г. N, земельные участки СТ "Луч" подлежали распределению между членами товарищества только за счет земель совхоза "Мацестинский чай", в связи с чем право пользование территорией национального парка у садоводческого товарищества не возникло.
Из акта натурного обследования от 29.07.2022г. и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, фактически не осваивается, в связи с чем фактически земельный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора г. Сочи с настоящим иском.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи удовлетворены.
Суд признал отсутствующим право собственности ФИО1 на земельный участок N, имеющий кадастровый N, площадью 594 кв.м, вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: "адрес", в "адрес"".
Возложена обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в г. Сочи аннулировать в ЕГРН запись о возникновении права собственности у ФИО1 на земельный участок N, имеющий кадастровый N, площадью 594 кв.м, вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: "адрес", в садоводческом товариществе "Луч", а также запись об осуществлении кадастрового учета данного земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 сентября 2023 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании кассационной инстанции ФИО1 с представителем ФИО9 поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить оспариваемые судебные постановления.
Старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО10, полагая оспариваемые судебные постановления законными и обоснованными, возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок N, имеющий кадастровый N, площадью 594 кв.м, вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный по адресу: "адрес", в садоводческом товариществе "Луч".
Основанием возникновения права собственности ФИО1 является договор купли-продажи от 20.11.2015г, заключенный с ФИО11
Первым собственником являлся ФИО12, право которого на земельный участок возникло на основании свидетельства на право собственности на землю, выданное ему 29.12.1995г.
Прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308005:1096 незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании плана лесоустройства Нижне-Сочинского участкового лесничества Сочинского национального парка ДД.ММ.ГГГГ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:45, категории земель - "земли особо охраняемых природных территорий", что подтверждается письмом Территориального отдела N филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Краснодарским управлением лесного хозяйства письмом от 07.04.1988г. N в Сочинский национальный парк сообщено об изъятии 244, 34 га земель национального парка (лесов первой группы) за счет Нижне-Сочинского, Лазаревского, Кудепстинского, Головинского, Мацестинского, Дагомысскош, Верхне-Сочинского лесничеств и предоставлении этих земель Сочинскому ГИК для распределения между предприятиями и организациями "адрес".
В связи с этим на основании решений Сочинского ГИК изъятые земли Сочинского национального парка в полном объеме предоставлены предприятиям и организациям "адрес" для коллективного садоводства с выдачей последним в период с 20.04.1988г. по 19.09.1990г. соответствующих государственных актов на право пользования землей совокупной площадью 244, 34 га.
Как установлено судом, изъятые земельные участки национального парка, удостоверенные государственными актами, отведены для коллективного садоводства следующим садоводческим товариществам: СТ "Мотор" ("адрес"), СТ "Малинка" ("адрес"), СТ "Предгорье" ("адрес"), СТ "Огонек" ("адрес"), СТ "Огнеборец" ("адрес"), СТ "Звездный" ("адрес"), СТ "Ягодка" ("адрес"), СТ "Газовик" ("адрес"), СТ "Камелия" ("адрес"), СТ "Дорожник" ("адрес"), СТ "Красная горка" ("адрес"), СТ "Горный ручей" ("адрес"), СТ "Лада" ("адрес"), СТ "Лесхоз филиал Дагомыс" ("адрес"), СТ "Урожайное" ("адрес"), СТ "Абиссиния" ("адрес"), СТ "Геолог" ("адрес"), СТ "Парус" ("адрес"), СТ "Искра" ("адрес"), СТ "Пламя" ("адрес"), СТ "Проектировщик" ("адрес"), СТ "Нева" ("адрес"), СТ "Связист" ("адрес"), СТ "Госторговля" ("адрес"), СТ "Весна" ("адрес"), СТ "Рассвет" ("адрес"), СТ "Строитель" ("адрес"), СТ "Водник" ("адрес"), СТ "Дубравушка" ("адрес"), СТ "Здоровье" ("адрес"), СТ "Факел" ("адрес"), СТ "Акация" ("адрес"), СТ "Строитель" ("адрес"), СТ "Светлячок" ("адрес"), СТ "Росинка" ("адрес"), СТ "Отдых" ("адрес"), СТ "Зорька" ("адрес"), СТ "Лира" ("адрес"), СТ "Урожай" ("адрес"), СТ "Энергетик" ("адрес"), СТ "Транспортник" ("адрес"), СТ "Уют" ("адрес"), СТ "Золотая осень" ("адрес"), СТ "Художник" ("адрес"), СТ "Виктория" ("адрес"), СТ "Раздолье" ("адрес"), СТ "Отдых-2" ("адрес"), СТ "Чайка" ("адрес"), СТ "Олимп" ("адрес"), СТ "Экран" ("адрес"), СТ "Автосервис" ("адрес"), СТ "Восход" ("адрес"), СТ "Родник" ("адрес"), СТ "Лесхоз филиал Верхний Юрт" ("адрес"), СТ "Лесхоз филиал Мацеста" ("адрес"), СТ "Автомобилист-2" ("адрес"), СТ "Заря-Пластунка" ("адрес"), СТ "Ветеран-8" ("адрес"), СТ "Лесхоз филиал Раздольное" ("адрес"), СТ "Зеленая поляна" ("адрес"), СТ "Парус" ("адрес"), СТ "Горный" ("адрес"), СТ "Геолог" ("адрес"), СТ "Каштан" ("адрес"), СТ "Каштан ("адрес"), СТ "Консервщик" ("адрес"), СТ "Южное" ("адрес"), СТ "Луч" ("адрес"), СТ "Здоровье" ("адрес"), СТ "Лесхоз филиал Мамайка" ("адрес"), что подтверждается
заключением специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" от 10.11.2022г.
Судом отмечено, что иных распоряжений Совета Министров РСФСР (Правительства Российской Федерации) об изъятии земель национального парка для организации коллективного садоводства в документах архивного фонда не имеется, следовательно, дополнительное изъятие земель Сочинского национального парка не осуществлялось, что подтверждается информацией ФКУ "Государственный Архив Российской Федерации" от 09.06.2022г, от 20.06.2022г. N 7060-т, от 20.07.2022г. N 8776-т.
Таким образом, земли Сочинского национального парка садоводческому товариществу "Луч" вышеуказанным распоряжением Совета Министров РСФСР от 05.02.1988г. N 123-р и Краснодарским управлением лесного хозяйства не предоставлялись.
Между тем, заключением специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в границах земель Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах кварталов 44, 46 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка, сформирован спорный земельный участок садоводческого товарищества "Луч" "адрес" с кадастровым номером N. Пересечение границ земельного участка с землями федеральной собственности отражено на схемах пересечений (наложений).
Однако, как указано выше, для размещения садоводческого товарищества "Луч" (Хостинского района г. Сочи), из территории которого образован спорный земельный участок, земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались и в пользование не предоставлялись.
Так, садоводческому товариществу "Луч" (Хостинского района) для организации коллективного садоводства работников санатория им. "Ворошилова" на основании решения Сочинского ГИК от ДД.ММ.ГГГГ N отведено 8, 5 га земель совхоза "Мацестинский чай".
Следовательно, земельные участки СТ "Луч" (Хостинский район) подлежали распределению между членами товарищества только за счет земель совхоза "Мацестинский чай", в связи с чем, права пользования территорией национального парка у садоводческого товарищества не возникали. Ввиду этого производные права собственности зарегистрированы на спорные земельные участки, образованные в пределах земель Сочинского национального парка, незаконно.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистами управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и составленной фототаблицы следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.
Судом первой и апелляционной инстанции дана оценка доводам ответчика об освоении спорного земельного участка путем установления на нем детской площадки. Так, судом отмечено, что в собственности ответчика имеется земельный участок N, который расположен рядом со спорным участком N, в связи с чем судом отклонены доводы об освоении спорного участка ввиду отсутствия достоверности освоения непосредственного спорного участка.
Анализируя собранные по делу доказательства и конкретные материалы дела, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, верно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, поскольку приобретение в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий нарушает установленный запрет.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1983г. N214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В силу статьи 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу подпункта 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ).
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда закрепляется статьей 8 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств, входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с пунктом 2 статьи 23, статей 67, 68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), пункта 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 г, пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом РФ в определении от 11.02.2021 г. N 186-0 установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из положений пункта 5 части 2, частей 6, 7 статьи 111, пункта 3 части 2 статьи 23, части 1 пункта 5, частей 2, 3 статьи 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается.
Более того, в силу пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, пунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 02.03.2015 г. N N.
В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 05.02.1988г. N 123-р Сочинскому городскому исполнительному комитету Советов народных депутатов (далее - Сочинский ГИК) отведено 244, 34 га земель, изъятых в установленном законом порядке из Сочинского национального парка, для последующего выделения земельных участков предприятиям и организациям под коллективное садоводство.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так, представленными в суд доказательствами, исследованными в суде в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, подтверждается факт расположения земельного участка ответчика на территории Сочинского национального парка, а именно, на земельный участок с кадастровым номером N незаконно зарегистрировано право собственности ответчика, поскольку земельный участок образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Наряду с иными доказательствами, суду представлено заключение специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2022 установлено, что в границах земель Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах кварталов 44, 46 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка, сформирован спорный земельный участок садоводческого товарищества "Луч" "адрес" с кадастровым номером N. Пересечение границ земельного участка с землями федеральной собственности отражено на схемах пересечений (наложений).
Соответственно, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и не может находиться в собственности физических лиц.
Кроме того, судом достоверно установлено, что фактически спорный земельный участок из владения Российской Федерации не вышел.
Соответственно, оснований для передачи в собственность ответчику земельного участка не имеется, в связи с чем судом правомерно удовлетворены исковые требования прокурора.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нижестоящими судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи С.Е. Дагуф
Е.В. Самойлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.