Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 декабря 2008 г. N Ф10-5422/08 по делу N А14-470/2008-19/14
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного финансового управления Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А14-470/2008-19/14, установил:
Открытое акционерное общество "В" (далее - ОАО "В") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию городскому округу город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления) о взыскании 7431 руб. убытков связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечены Администрация городского округа город Воронеж (далее - Администрация ГО г. Воронеж), Областное государственное учреждение "Управление социальной защиты населения Воронежской области" (далее - ОГУ "УСЗН Воронежской области"), Главное управление социального развития Воронежской области (далее - ГУ социального развития Воронежской области), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 03.06.2008 произведена замена ненадлежащего ответчика - МО ГО г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления на надлежащего - субъект Российской Федерации Воронежскую область в лице Главного финансового управления Воронежской области (далее - Воронежская область в лице Главного финансового управления Воронежской области) и в качестве второго ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - РФ в лице Минфина РФ).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать 7431 руб. убытков связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии с субъекта Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации Воронежской области, при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении субъекта Российской Федерации Воронежской области лице Главного финансового управления Воронежской области, субсидиарную ответственность возложить на РФ в лице Минфина РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 исковые требования удовлетворены частично, с Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области в пользу ОАО "В" было взыскано 4431 руб. 26 коп. убытков, в удовлетворении остальной части исковых требований, а также в иске к Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Главное финансовое управление Воронежской области обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Заявитель кассационной жалобы считает, что при принятии судебных актов суды нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит принятые по делу судебные акты отменить и направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, действовавшей в спорный период) меры социальной поддержки, установленные ст. 15 данного закона для участников Великой Отечественной войны, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а не субъекта Российской Федерации. В связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда 05.09.2008 в части взыскания с Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области в пользу ОАО "В" убытков в сумме 4431 руб. 26 коп. и в части отказа в иске к Минфину Российской Федерации отменить и принять новое решение о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской федерации за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 4431 руб. 26 коп. В остальной части судебные акты оставить без изменения, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "В" являясь энергоснабжающей организацией, оказывает услуги по поставке электроэнергии, в том числе и физическим лицам.
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 21.12.2006 г. по делу N 2-1590/2006, вступившим в законную силу, с ОАО "В" в пользу Б.М.П. было взыскано 4431 руб. 26 коп., составляющих льготу по оплате электрической энергии на отопление жилья в размере 50% от его полной стоимости за период с 01.10.2005 г. по 31.10.2006 г., а также 1000 руб. судебных расходов и 2000 руб. морального вреда. Из решения данного районного суда следует, что Б.М.П. зарегистрирован в органе социальной защиты как "ветеран", инвалид Великой Отечественной войны
Ссылаясь на то, что взысканные с ООО "В" на основании вышеуказанного судебного акта денежные средства являются для него убытками и связаны с предоставлением льгот гражданам на основании Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах"), истец обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, руководствуясь ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации исходили из того, возмещение расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Воронежской области.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требований законодательства, в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, наличие у истца убытков и обстоятельства их возникновения установлены вступившим в законную силу решением Левобережского районного суда г. Воронежа от 21.12.2006 по делу N 1590/2006 и в силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются преюдициальными.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что предоставление ветерану ВОВ Б.М.П. льгот по оплате электроэнергии в сумме 4431 руб. 26 коп. произведено ОАО "В" за счет собственных средств.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о праве ОАО "В" требовать компенсации понесенных ими расходов по компенсации льгот предоставленных ветерану ВОВ.
В силу ст.ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 19.12.2005), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 (с изменениями от 31.12.2005) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов и инвалидов.
На основании названных федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки, указанные категории льготников оплачивают в размере 50% стоимости предоставленных им коммунальных услуг.
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122), установлено, что меры социальной поддержки, установленные ст. 14-19, 21 закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация, установив Законом льготы в виде частичной оплаты коммунальных услуг, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет федерального бюджета.
На основании изложенного, является необоснованным вывод судов о взыскании с субъекта Российской Федерации Воронежской области в пользу ОАО "В" убытков в сумме 4431 руб. 26 коп., так как возмещение данных убытков в спорный период являлось расходным обязательством Российской Федерации.
Убытки в сумме 4431 руб. 26 коп. причиненные ОАО "В", подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Основания для переоценки установленных судами обстоятельств в силу ч. 3 ст. 286 у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что субъектом Российской Федерации - Воронежской областью в лице Главного финансового управления Воронежской области платежными поручениями N 204446 от 25.07.2008 и N 257606 от 08.09.2008 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в сумме 2000 руб., указанная сумма подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А14-470/2008-19/14 в части взыскания с Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области в пользу ОАО "В" убытков в сумме 4431 руб. 26 коп. и в части отказа в иске к Министерству финансов Российской Федерации отменить и принять новое решение.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "В" 4431 руб. 26 коп. убытков.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области 2000 руб. за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 19.12.2005), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 (с изменениями от 31.12.2005) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов и инвалидов.
...
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122), установлено, что меры социальной поддержки, установленные ст. 14-19, 21 закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
...
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.07.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А14-470/2008-19/14 в части взыскания с Воронежской области в лице Главного финансового управления Воронежской области в пользу ОАО "В" убытков в сумме 4431 руб. 26 коп. и в части отказа в иске к Министерству финансов Российской Федерации отменить и принять новое решение."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 декабря 2008 г. N Ф10-5422/08 по делу N А14-470/2008-19/14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании