Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 августа 2009 г. N А35-359/08-С10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - С.В.В. - юрисконсульта дов. от 21.01.2009 б/н пост.), Б.Л.А. - главного бухгалтера (дов. от 18.01.2009 б/н пост.), от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 17.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу N А35-359/08-С10, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Курской области от 29.12.2007 N 13-09/68 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в размере 709261 руб., начисления налога на добавленную стоимость в сумме 3546305 руб., пени по НДС в сумме 333175 руб. 14 коп., а также предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (с учетом уточнения требований).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, Обществом заявленные требования были уточнены. Общество согласилось с решением Инспекции в части начисления налога на добавленную стоимость в размере 61017 руб. за январь 2007 г. При этом, в части сумм штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ, приходящихся на доначисления в размере 61017 руб. Общество просило суд применить смягчающие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 17.02.2009 заявленные требования удовлетворены. Решение межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Курской области от 29.12.2007 N 13-09/68 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в виде штрафа в размере 708040 руб. 66 коп., начисления налога на добавленную стоимость в сумме 3485288 руб., пени по НДС в сумме 333175 руб. 14 коп., а также предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. Сумма штрафных санкций, начисление которых признано судом недействительным составила 697058 руб. (3485 288 руб. * 20%), приходящаяся на оспариваемую сумму доначислений и 10983 руб. (12203 руб. (61017 *20%) - 1220 (12 203:10) с учетом применения судом смягчающих обстоятельств и снижения размера штрафных санкций по неоспариваемому эпизоду в 10 раз. С Инспекции в пользу Общества взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Курской области просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения и постановленния судов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС РФ N 2 по Курской области проведена выездная налоговая проверка ООО "К" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по налогу на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 30.04.2007, о чем составлен акт от 28.09.2007 N 13-08/40, проведены дополнительные мероприятия налогового контроля.
Решением от 29.12.2007 N 13-09/68 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 3709261 руб. (п. 1), начислены пени по НДС в сумме 333175,14 руб. (п. 2), Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 3546305 руб. (п. 3). Пунктом 4 Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления налога в сумме 3485288 руб., пени и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о неправомерном заявлении налогоплательщиком вычетов по НДС в 2006-2007 гг. по счетам-фактурам, полученным от ООО "Э", ООО "М", ООО "Г", ООО "А", которые отсутствуют по месту государственной регистрации, в связи с чем, сведения об этих поставщиках, указанные в счетах-фактурах, являются недостоверными, следовательно, счета-фактуры составлены с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 5 статьи 169 НК РФ. Кроме того, для подтверждения правомерности заявленных вычетов налогоплательщиком не представлены товарно-транспортные накладные на поставку товаров.
Не согласившись с решением налогового органа в указанной части, ООО "К" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ на сумму налоговых вычетов, установленных статьей 171 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, право на налоговый вычет возникает при соблюдении следующих условий: товары (работы, услуги) приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленном порядке приняты на учет, имеется счет-фактура, оформленная в соответствии с положениями ст. 169 НК РФ.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела ООО "Э", ООО "М", ООО "Г", ООО "А" являются действующими юридическим лицами, представляют налоговую отчетность и уплачивают в бюджет налоги, адреса, указанные в счетах-фактурах являются адресами места нахождения указанных юридических лиц.
Таким образом, счета-фактуры, выставленные данными контрагентами, содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ, в том числе наименование, адрес и идентификационный номер поставщиков, соответствующие сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц.
Судами правомерно отклонен довод инспекции о непредставлении налогоплательщиком в подтверждение реальности хозяйственных операций товарно-транспортных накладных на перемещение товаров, по которым заявлен вычет.
Поскольку в рассматриваемом случае договор перевозки товара с транспортной организацией не заключался, суды обоснованно признали достаточной для оприходования приобретенных товарно-материальных ценностей товарных накладных, составленных по форме ТОРГ-12.
В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Судами установлено, что представленные ООО "К" товарные накладные, составленные по унифицированной форме ТОРГ-12 соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Таким образом, исследовав и оценив в совокупности согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные обществом доказательства в подтверждение права на применение налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным в его адрес ООО "Э", ООО "М", ООО "Г", ООО "А", суды пришли к правильному выводу о выполнении ООО "К" всех предусмотренных ст.ст. 171, 172, 169 НК РФ условий, а также о реальности хозяйственных операций.
Доказательств неполноты, недостоверности и противоречивости сведений, содержащихся в представленных обществом документах, равно как и достаточных доказательств, объективно подтверждающих наличие признаков недобросовестности в действиях ООО "К" инспекцией не представлено.
Исходя из правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в п. 1 Постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Доказательств того, что ООО "К" сделки с указанными поставщиками были заключены без намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, их главной целью было получение ООО "К" дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды налоговым органом не представлено.
Наличие отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентами не установлено.
В связи с тем, что ООО "К" соблюдены установленные ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ условия предоставления налоговых вычетов, а налоговый орган в установленном порядке не доказал наличия в действиях ООО "К" обстоятельств, свидетельствующих о получении необоснованной налоговой выгоды, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали частично недействительным решение межрайонной инспекции ФНС -России N2 по Курской области от 29.12.2007 N 13-09/68 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Доводам, изложенным в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций также дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 17.02.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 по делу N А35-359/08-С10 оставить без изменения, а кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в закона силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии первичных документов.
По мнению налогового органа, налогоплательщик не имеет права принять НДС к вычету, т.к. он не подтвердил реальность хозяйственной операции, а именно, не представил ТТН на поставку товара.
Суд признал доводы налогового органа необоснованными.
Право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: товары приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, приняты на учет, имеется счет-фактура, оформленный в соответствии со ст.169 НК РФ. Указанные условия налогоплательщик выполнил.
Установлено, что поставщики товара, приобретенного налогоплательщиком, являются действующими юридическим лицами, представляют налоговую отчетность, уплачивают налоги, адреса, указанные в счетах-фактурах, являются адресами их места нахождения.
Суд отклонил довод налогового органа о непредставлении в подтверждение реальности хозяйственных операций ТТН на перемещение товаров, по которым заявлен вычет. При этом указал, что поскольку договор перевозки товара с транспортной организацией не заключался, для оприходования приобретенных товаров достаточно товарных накладных, составленных по форме ТОРГ-12. Представленные налогоплательщиком товарные накладные, составленные по форме ТОРГ-12, соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводам о реальности хозяйственных операций и о выполнении налогоплательщиком условий принятия НДС к вычету, предусмотренных ст. 171, 172 НК РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 августа 2009 г. N А35-359/08-С10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании