Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 13 ноября 2008 г. по делу N А48-505/08-2
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя В.О.В. - (доверенность от 21.10.08, б/н, пост.), от налогового органа - В.И.Н. -(доверенность N 04/18337, пост.), А.О.С. - представителя (доверенность от 07.07.08 N 04-05, пост.), З.Н.К. - представителя (доверенность от 13.11.08 N 04, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 г. по делу N А48-505/08-2, установил:
Закрытое акционерное общество "В"" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Орловской области от 14.11.2007 г. N 89, от 14.11.2008 г. N 957.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС N 2 по Орловской области по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2007 г. и документов, предусмотренных ст. 165, ст. 172 Налогового кодекса РФ, представленных ЗАО "В", 14.11.2007 г. приняты решение N 89 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 60901 руб. и решение N 957, которым обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1880230 руб., пени в сумме 139171 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 376046 руб.
В обоснование отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, доначисление НДС, пени и применение штрафа в названных суммах, инспекция указывает, что пакет документов, представленный налогоплательщиком для обоснования права на применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, не соответствует требованиям п. 2 ст. 165 НК РФ.
Не согласившись с решениями инспекции, ЗАО "В" обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу, что перечень документов, представленных ЗАО "В", соответствует требованиям п. 2 ст. 165 НК РФ и позволяет применить налоговую ставку 0% к операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 9036174 руб.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ), и порядок реализации этого права установлены ст.ст. 165, 171, 172 и п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ.
Исходя из указанных норм, право налогоплательщика на возмещение НДС в связи с экспортом товаров (работ, услуг) при представлении в налоговый орган отдельной налоговой декларации по ставке 0% обусловлено фактами уплаты поставщикам сумм НДС при оплате товаров (работ, услуг) и реального экспорта этих товаров, которые подтверждаются документами, перечисленными в статье 165 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 165 Налогового Кодекса установлен перечень документов, представляемых в налоговые органы, при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов.
Из материалов дела усматривается, что реализация продукции на экспорт осуществлялась комиссионером ЗАО ТК "М" на основании договора комиссии от 20.12.2005 г. N ТКМЦ-2 по заключенным им контрактам с иностранной фирмой "Centramet Trading S.A." от 26.12.2005 г. N 756/52420817/15012, N 756/52420817/15010.
Налоговый орган полагает, что денежные средства в сумме 76500 долларов США не могут являться оплатой за лом, реализованный по ГТД N 10317060/271206/0015491 фактурной стоимостью 194000 долларов США, так как представленные заявителем выписка банка от 27.07.2006 г., мемориальный ордер от 27.07.2006 г. N 122, согласно которым на счет комиссионера ЗАО ТК "М" поступили денежные средства от инопокупателя в сумме 76500 долларов США, были представлены ранее плательщиком в пакете документов за октябрь 2006 г. для подтверждения оплаты лома по ГТД ПД N 103117060/060906/0009481 фактурной стоимостью 763718,2 долларов США.
Инспекция также полагает, что при реализации продукции комиссионером по контракту N 756/52420817/15010 от 26.12.2005 г. по ГТД 10313110/051206/0002708 фактурной стоимостью 1141036,6 долларов США, ГТД ПД N 10313110/270407/0000899 фактурной стоимостью 406913,2 долларов США налогоплательщик не подтвердил выписками банка и мемориальными ордерами, соответственно, от 07.06.2007 г. и от 20.09.2006 г. поступление оплаты за отгруженный лом, ссылаясь при этом на расхождения в указанных суммах и представление ранее выписки банка и мемориального ордера в подтверждение оплаты продукции, отгруженной по ГТД ПД N 10313110/130906/0001963 фактурной стоимостью 538155,88 долларов США.
Представление названных документов к налоговой декларации по налоговой ставки 0 процентов за октябрь 2006 г. подтверждается перечнем документов, представленных в налоговый орган, однако судами данное обстоятельство не исследовано.
Кроме того, инспекция ссылается на невозможность идентифицировать поступившую валютную выручку к объему отгруженной на экспорт продукции ввиду непредставления обществом документов, предусматривающих условия оплаты конкретных поставок товара, а также на то, что услуги по транспортировки лома оказаны до помещения товара под режим экспорта, лом марки ЗА приобретен только в количестве 892,51 т., а на экспорт отгружено 1688,94.
Этим доводам инспекции и пояснениям (л.д. 82, т. 4, л.д. 37 т. 5) судами оценка не дана.
Отклоняя доводы инспекции о расхождениях в наименовании продукции, суды сослались на то, что согласно контрактам и спецификациям, приемо-сдаточным актам, на экспорт был отгружен только лом марки ЗА.
Между тем, судами не в полной мере исследованы все документы, касающиеся отгрузки конкретной продукции.
Так, в имеющихся в материалах дела приемосдаточных актах, квитанциях о приемке груза, ГТД, коносаменте указаны различные наименование продукции: лом черных металлов 5А, 5 А (В41), 5А (В 14), 5А (В 18), ЗА (В 16), ЗА (В 12), ЗА (В20), 12А, лом черных металлов марки ЗА, лом стальной сборный, лом и отходы, лом черных металлов резаный и нерезаный, лом черных металлов в соответствии с ГОСТ 2787-75, стальной лом в соответствии с ГОСТ 2787-75.
При этом из письма ОАО "Р" следует, что на экспорт отгружен лом черных металлов.
В соответствии с ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения; мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Согласно пункту 12 ч. 2 ст. 271 АПК РФ в мотивировочной части постановления суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные арбитражным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Однако в нарушении требований указанных норм права судами не дана правовая оценка всем доводам и доказательствам, на которые ссылалась Межрайонная инспекция ФНС N 2 по Орловской области в обоснование своей позиции, мотивы их отклонения в решении и в постановлении не приведены.
Согласно ч. 3 ст. 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения и постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Обжалуемые судебные акты не отвечают предъявляемым требованиям, в связи с чем подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо учесть изложенное.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.04.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2008 г. по делу N А48-505/08-2 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 165 Налогового Кодекса установлен перечень документов, представляемых в налоговые органы, при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов.
...
Представление названных документов к налоговой декларации по налоговой ставки 0 процентов за октябрь 2006 г. подтверждается перечнем документов, представленных в налоговый орган, однако судами данное обстоятельство не исследовано.
Кроме того, инспекция ссылается на невозможность идентифицировать поступившую валютную выручку к объему отгруженной на экспорт продукции ввиду непредставления обществом документов, предусматривающих условия оплаты конкретных поставок товара, а также на то, что услуги по транспортировки лома оказаны до помещения товара под режим экспорта, лом марки ЗА приобретен только в количестве 892,51 т., а на экспорт отгружено 1688,94."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 ноября 2008 г. по делу N А48-505/08-2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании