Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 сентября 2009 г. N А08-515/2009-27
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-13488/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, при участии в заседании: от Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Б" Ш.В.А. - ведущего ю/к (дов. N 242 от 18.05.2009), от УФРС по Белгородской области Ч.В.Н. - гл. спец.-эксперта (дов. N 5 от 11.01.2009), третьи лица: от Федерального агентства по образованию РФ не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФРС по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу N А08-515/2009-27, установил:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Б" (далее - Колледж) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - Управление), выразившихся в отказе государственной регистрации права оперативного управления на объекты - здание колледжа, расположенное по адресу: г. Белгород, Гражданский проспект, д. 50 и здание студенческого общежития, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. К., д.13.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2009 заявленные Колледжем требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, действующим законодательством предусмотрен конкретный документ, на основании которого за организацией закрепляется федеральное имущество на праве оперативного управления - акт соответствующего уполномоченного органа.
При этом устав представляет собой основной локальный нормативный акт, закрепляющий основные положения о юридическом лице, его права и обязанности, правила и виды деятельности, структуру, устройство, в связи с чем не подтверждает закрепление спорного имущества на праве оперативного управления.
Кроме того, Управление указывает, что выписка об объекте регистрации из реестра федерального имущества является документом, подтверждающим отнесение этого имущества к федеральной собственности, а не документом, закрепляющим за организацией право оперативного управления этим имуществом.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Колледж обратился в УФРС по Белгородской области с заявлением от 10.07.2008 о государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения: здание учебного корпуса и здание студенческого общежития, расположенные по адресу: г. Белгород, Гражданский проспект, д. 50 и ул. К., 13 соответственно.
Сообщениями NN 01/138/2008-285, 01/138/2008-286, 01/138/2008-287, 01/138/2008-288 от 29.12.2008 регистрационная служба отказала в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав что учреждением не предоставлены документы, необходимые в соответствии с Законом для проведения указанной регистрации, а именно - не представлен акт соответствующего уполномоченного органа о закреплении заявленного объекта недвижимого имущества на праве оперативного управления.
Полагая, что отказ регистрирующего органа не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Колледж обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Непредставление документов, необходимых в соответствии с Законом для государственной регистрации прав, согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 является основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997).
Как следует из материалов дела, Колледжем для государственной регистрации в качестве правоустанавливающих документов были представлены, в том числе, Устав от 22.09.1999, приказ Госстроя России N 137 от 16.07.2002, а также выписка из реестра федерального имущества от 16.06.2003.
В соответствии с п.п. 1, 2 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Постановлением Правительства РФ N 691 от 27.11.2004 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В силу п. 5.2 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 288 от 17.06.2004, Федеральное агентство по образованию осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законными, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным агентству.
Согласно Распоряжению Правительства РФ N 1139-р от 30.08.2004 ФГОУ "Б" находится в ведении Федерального агентства по образованию.
Как установлено судом, до передачи колледжа в ведение Рособразования его учредителем являлся Госстрой России, приказом которого N 137 от 16.07.2002 были утверждены дополнения в Устав Колледжа, в связи с закреплением за ним на праве оперативного управления объектов недвижимого федерального имущества, в том числе здания колледжа, расположенное по адресу: г. Белгород, Гражданский проспект, д. 50 и здание студенческого общежития, расположенного по адресу: г. Белгород, ул. К., д.13.
Из выписок из реестра федерального имущества, выданных Комитетом по управлению государственным имуществом Белгородской области, также следует, что за ФГОУ СПО "С" закреплено право оперативного управления на спорные объекты.
При этом согласно графам N 7 выписок, основанием возникновения права оперативного управления на спорные объекты недвижимости указаны Устав Колледжа и Приказ Госстроя N 137 от 16.07.2002.
При таких обстоятельствах, Колледж представил все имеющиеся документы, которые подтверждают передачу ему в оперативное управление спорного имущества, т.е. документы, отражающие информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, что соответствует требованиям п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа Управления в государственной регистрации данного права.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, у суда было достаточно правовых оснований для удовлетворения заявленных Колледжем требований.
В кассационной жалобе УФРС по Белгородской области ссылается на доводы, которые являлись обоснованием его позиции по делу, а также предметом исследования судом апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, как несостоятельным. Оснований для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2009 по делу N А08-515/2009-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу УФРС по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 сентября 2009 г. N А08-515/2009-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании