29 мая 2009 г. |
Дело N А08-515/2009-27 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,
при участии:
от Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж": Шкабко В.А., ведущего юрисконсульта по доверенности N 242 от 18.05.2009;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области: не явились, надлежаще извещены;
от Федерального агентства по образованию РФ: не явились, надлежаще извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2009 по делу N А08-515/2009-27 (судья Головина Л.В.) по заявлению Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" к Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - управление) о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации права оперативного управления на объекты - здание колледжа, расположенное по адресу: г.Белгороде, Гражданский проспект, д.50 и здание студенческого общежития, расположенного по адресу: г.Белгород, ул.Костюкова, д.13.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по образованию РФ.
Решением от 03.04.2009 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом, заявитель жалобы указывает, что на регистрацию права оперативного управления учреждением не представлены все необходимые документы для производства указанного действия и Устав Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" не может являться документом - основанием для государственной регистрации за учреждением права оперативного управления на объекты недвижимости.
Кроме того, управление указывает, что в судебных заседания в качестве представителя учреждения выступало лицо, не имеющее полномочий на представление его интересов.
В судебное заседание Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области и Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" обратилось в регистрационную службу с заявлением от 10.07.2008 о государственной регистрации права оперативного управления на нежилые помещения: здание учебного корпуса и здание студенческого общежития, расположенные по адресу: г. Белгород, ул. Костюкова, 13 и Гражданский проспект, д.50.
Сообщениями от 29.12.2008 N 01/138/2008-285, N 01/138/2008-286, N 01/138/287, N 01/138/2008-288 регистрационная служба отказала в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты на основании абзаца 10 п.1 ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", указав что учреждением не предоставлены документы, необходимые в соответствии с Законом для проведения указанной регистрации, а именно - не представлен акт соответствующего уполномоченного органа о закреплении заявленного объекта недвижимого имущества на праве оперативного управления.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований, в связи с чем, пришел к выводу о необходимости их удовлетворения.
Апелляционная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции и полагает, что при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Исходя из смысла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п.1 ст.17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Закона предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В государственной регистрации может быть отказано по основаниям, предусмотренным ст.20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе, согласно абзаца 10 п.1 указанной нормы права, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Из сообщений УФРС по Белгородской области об отказе Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" в государственной регистрации права оперативного управления от 29.12.2008 N 01/138/2008-285, N 01/138/2008-286, N 01/138/287, N 01/138/2008-288 усматривается, что основанием для отказа явилось отсутствие акта соответствующего уполномоченного органа о закреплении за учреждением объектов недвижимости.
Вместе с тем, на основании Распоряжения Правительства РФ от 30.08.2004 N 1139-р федеральное государственное образовательное учреждение "Белгородский строительный колледж" находится в ведении Федерального агентства по образованию.
В соответствии с п.5.2 Положения о Федеральном агентстве по образованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 288, Федеральное агентство по образованию осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законными, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в т.ч. имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным агентству.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии со ст.39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого Учреждения.
В ответе Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Белгородской области указано, что на основании выписки из реестра федерального имущества от 16.06.2003 N 08/02-739, выданной комитетом по управлению государственным имуществом Белгородской области, за ФГОУ СПО "Строительный колледж" закреплено право оперативного управления на нежилые объекты.
На основании п.1.4 изменений и дополнений N 2 внесенных в Устав учреждения Колледж имеет находящееся в федеральной собственности обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
В приложении к Уставу ГОУ СПО "Белгородский строительный колледж" указано, что здание колледжа и здание общежития закреплено за Учреждением на праве оперативного управления (л.д.52-53).
Изложенным подтверждается, что для регистрации права оперативного управления на объекты - здание колледжа, расположенное по адресу: г.Белгороде, Гражданский проспект, д.50 и здание студенческого общежития, расположенного по адресу: г.Белгород, ул.Костюкова, д.13 Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" представлены все необходимые и достаточные документы для проведения данной государственной регистрации.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и подтверждающих наличие оснований для отказа в испрашиваемой государственной регистрации права оперативного управления в материалах дела не имеется и УФРС по Белгородской области ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) государственных органов могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Суд, установив, что оспариваемые действия УФРС по Белгородской по отказу Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" в государственной регистрации права оперативного управления на объекты - здание колледжа, расположенное по адресу: г.Белгороде, Гражданский проспект, д.50 и здание студенческого общежития, расположенного по адресу: г.Белгород, ул.Костюкова, д.13области противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и интересы учреждения на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод о том, что в судебных заседания в качестве представителя учреждения выступал Шкабко В.А., не имеющий полномочия на представление его интересов в суде признается апелляционной коллегией несостоятельным и отклоняется, поскольку опровергается материалами дела, а именно: из имеющейся копии доверенности (л.д. 80) на имя Шкабко Василия Анисимовича следует, что Шкабко В.А. уполномочен Федеральным государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Белгородский строительный колледж" в лице директора Погорелова С.А. на представление интересов учреждения, в том числе в суде.
Другие доводы апелляционной жалобы были приведены при рассмотрении дела судом первой инстанции, были исследованы судом, нашли свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, подтверждающих правомерность оспариваемых действий УФРС по Белгородской области и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, регистрирующим органом не приведено.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 03.04.2009 по делу N А08-515/2009-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-515/2009-27
Заявитель: ФГОУ СПО "Белгородский строительный колледж"
Ответчик: УФРС по Белгородской области
Третье лицо: Федеральное агентство по образованию РФ