Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 сентября 2009 г. N А09-3481/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ЗАО "Фирма "Г" - Л.Л.М. - представителя (дов. б/н. от 01.06.2009), от Брянской таможни - Е.Н.С. - гл. гос. тамож. инспектора (дов. N 03-12/1774 от 10.11.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 по делу N А09-3481/2009, установил:
Закрытое акционерное общество "Фирма "Г" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Брянской таможне по делу об административном правонарушении N 10102000-490/2009 от 14.04.2009 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.05.2009 Заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таможня обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы п.п. 7 и 9 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ФТС России N 1057 от 04.09.2007, предусмотрено исправление арифметических ошибок до выпуска ГТД, при этом данные нормы не исключают административную ответственность в случае их исправления.
В данном случае, Таможня полагает, что фактом имеющим юридическое значение является не дата составления протокола, а момент принятия ГТД. Поскольку на момент принятия ГТД и ее проверки, декларантом были заявлены недостоверные сведения о товаре, его таможенной стоимости, послужившие основанием для занижения размера таможенных платежей, которые начислены и уплачены не были, то правонарушение являлось оконченным 05.03.2009.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Фирма "Г" является таможенным брокером, имеющим филиал в г. Брянске, которое производило таможенное оформление поступившего в адрес представляемого лица - ООО "Т" товара.
Таможенным брокером 05.03.2009 в ОТО и ТК Брянского таможенного поста Брянской таможни подана грузовая таможенная декларация N 10102030/050309/0001210, согласно которой в режиме "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40) был заявлен товар - устройство для подъёма, перемещения, погрузки: паллетайзер, модель ВАТIРАL 1500S1200Р28, новое, частично в разобранном виде для удобства транспортировки, в количестве 1 шт., весом 10670 кг, таможенной стоимостью 5839819,67 руб.
Данный товар ввезен на территорию Российской Федерации из Франции в рамках контракта N RU.08.S.0293 от 16.06.2008 перевозчиком ООО МП "С" в адрес получателя ООО "Т" на двух транспортных средствах: регистрационный номер С415ММ/АК0580 и регистрационный номер С572ММ/АК1090.
ООО "Т", являясь получателем груза и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, по платежному поручению N 154 от 27.02.2009 внесло на счет Брянской таможни таможенные платежи в сумме 1110000 руб.
Брянской таможней проведена документальная проверка представленной таможенным брокером ГТД N 10102030/050309/0001210, а также декларации таможенной стоимости, в ходе которой было установлено, что в счетах на транспортные расходы N 09-0904 от 24.02.2009 и N 09-0905 от 24.02.2009 стоимость доставки товара указана 4600 евро или 208629,78 руб.
Однако в графах 20 и 25 ДТС расходы по перевозке товара указаны 104314,89 руб., как за одно транспортное средство. При этом таможенная стоимость заявлена в сумме 5839819,67 руб. В графе 45 ГТД N 10102030/050309/0001210 также указана таможенная стоимость в сумме 5839819,67 руб., вместо фактической 5944134,56 руб. с учетом транспортных расходов.
Поскольку заявленный товар таможенной пошлиной не облагается, то данные сведения не повлияли на величину таможенной пошлины. Вместе с тем НДС (18%) при заявлении таможенным брокером транспортных расходов на одно транспортное средство составил 1051167,54 руб., в то время как фактически НДС составляет 1069944,22 руб., что повлекло занижение налога по ГТД N 10102030/050309/0001210 на сумму 18776,68 руб.
Таможенным органом в адрес Общества выставлено требование N 652 от 05.03.2009 о необходимости корректировки сведений о величине таможенной стоимости и представлении форм КТС-1 и ДТС-1 с пересчитанной величиной таможенной стоимости в срок до 05.04.2009.
По данному факту определением N 10102000-490/2009 от 06.03.2009 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении.
Общество, выявив техническую ошибку при заполнении ГТД N 10102030/050309/0001210, 06.03.2009 произвело корректировку таможенной стоимости, указав транспортные расходы за второе транспортное средство, и представило в таможенный орган необходимые документы.
Усмотрев в действиях ЗАО "Фирма "Г" состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, таможенный орган составил протокол N 10102000-490/2009 от 03.04.2009.
Заместитель начальника Брянской таможни по правоохранительной деятельности, рассмотрев материала дела об административном правонарушении, вынес постановление N10102000-490/2009 от 14.04.2009, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин и налогов, что составило 9388,34 руб.
Полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, Общество не совершало, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения его к административной ответственности.
Кассационная коллегия указанные выводы суда считает правильными в виду следующего.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст.ст. 183, 184, 247 и 391 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Пунктами 4, 5 части 3 статьи 124 ТК РФ установлено, что в таможенной декларации указываются таможенная стоимость товара, сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, а также сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов.
В силу ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В соответствии с п. 2 ст. 127, ст. 139 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций таможенный брокер обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи и обеспечить их уплату.
Согласно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Из диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ следует, что объективная сторона данного правонарушения включает в себя заявление недостоверных сведений, т.е. неполной и (или) недостоверной информации о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
При этом состав названного административного правонарушения является материальным, то есть включающим в себя помимо противоправного действия обязательное наступление в результате его совершения общественно опасных (вредных) последствий в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера.
Следовательно, данное правонарушение образует оконченный состав лишь в случае наступления негативных последствий заявления субъектами правонарушения недостоверных сведений о декларируемых товарах в виде причинения реального ущерба бюджету в связи с неуплатой таможенных пошлин и налогов.
Заявление в таможенной декларации сведений, не повлиявших на уплату таможенных платежей, не является основанием для привлечения лица к административной ответственности по указанной статье.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ТК РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, к моменту выпуска товара (11.03.2009) Общество 06.03.2009 произвело корректировку таможенной стоимости ввезенного товара.
Таможенные платежи в сумме 1 110 000 руб. уплачены получателем товара - ООО "Т" в соответствии с заявленным режимом по платежному поручению N 154 от 27.02.2009, т.е. заблаговременно и в полном объеме. Копия платежного поручения была представлена Обществом в таможню вместе с декларацией.
При этом ООО "Т" иных товаров, нежели было заявлено по ГТД N 10102030/050309/0001210, в спорный период не ввозило, в связи с чем отсутствуют основания сомневаться в назначении произведенных получателем товара платежей.
Поскольку фактически в данном случае уплате подлежал НДС в сумме 1069944,22 руб. то сумма таможенных платежей, внесенная ООО "Т" по платежному поручению N 154 от 27.02.2009, превысила необходимый размер платежей на 40055,78 руб.
Таким образом, в результате действий Общества не возникло необходимости дополнительной уплаты таможенных платежей.
Кроме того, в графе 18 ГТД N 10102030/050309/0001210 Обществом было указано два транспортных средства. Согласно описи документов к декларации были приложены CMR N 581583, 584068 и CARNET TIR YX60302975, AX60303703 от 27.02.2009, счета - фактуры N 0930/001 и N 0950/002 от 23.02.2009, а также счета на транспортные расходы N 09-0904 и N 09-0905 от 24.02.2009 на два транспортных средства. В связи с этим Обществом в таможенной декларации были указаны все достоверные сведения о товарах и расходах, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных платежей.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что уплата необходимой суммы таможенных платежей (27.02.2009) была произведена до декларирования товара и, соответственно, до составления протокола и вынесения оспариваемого постановления (14.04.2009), то следует признать, что действия Общества не повлекли неуплату таможенных пошлин и налогов.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения на момент составления протокола об административном правонарушении, что в силу прямого указания п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, у суда было достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы Брянской таможни, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом оценки судом апелляционной инстанции и обосновано не были им приняты во внимание как несостоятельные.
Кроме того, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда первой и апелляционной инстанций, основания для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит причин для отмены оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 12.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 по делу N А09-3481/2009, оставить без изменения, а кассационную жалобу Брянской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2009 г. N А09-3481/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании