Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 26 мая 2008 г. по делу N А68-3292/07-181/5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "В" на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.11.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А68-3292/07-181/5, установил:
Закрытое акционерное общество "В" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации г. Тулы (далее - Администрация) о признании недействительным постановления главы Администрации г. Тулы от 16.05.2007 N 1723 "О расторжении (прекращении) договоров аренды земельных участков, расположенных на магистральных улицах г. Тулы, предоставленных для временного размещения некапитальных объектов" в части п. 33 приложения к постановлению, касающегося расторжения возобновленного на неопределенный срок договора аренды от 25.06.2003 N 3644 земельного участка, расположенного по проспекту Л., 44.
Решением суда от 22.11.2007 в удовлетворении требования заявителя отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество просит вынесенные по делу решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы г. Тулы от 28.02.2003 N 307 между Комитетом по управлению имуществом Управы г. Тулы и Обществом заключен договор от 25.06.2003 N 3644, предметом которого являлась аренда Обществом на одиннадцать месяцев земельного участка с кадастровым номером 71:30:05 02 01:0032 площадью 9 кв. м, расположенного в Центральном районе г. Тулы по пр. Л., 44, для временного размещения торгового киоска.
Постановлением главы Администрации г. Тулы от 16.05.2007 N 1723 "О расторжении (прекращении) договоров аренды земельных участков, расположенных на магистральных улицах г. Тулы, предоставленных для временного размещения некапитальных объектов" (далее - Постановление N 1723) Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы предписано в установленном порядке расторгнуть (прекратить) договоры аренды земельных участков согласно приложению.
В п. 33 приложения к названному постановлению указан возобновленный на неопределенный срок договор аренды от 25.06.2003 N 3644 земельного участка, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по проспекту Л., 44, заключенный с Обществом.
Посчитав названный пункт приложения не соответствующим требованиям закона, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно ст. 21 Устава г. Тулы распоряжение объектами муниципальной собственности, в том числе и земельными участками, осуществляется администрацией города.
Таким образом, в силу вышеуказанных нормативных правовых актов, администрация города реализует права собственника в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 610 ГК РФ в случае, когда договор заключен на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца.
Как следует из материалов дела, Комитетом по управлению имуществом Управы г. Тулы и Обществом заключен договор от 25.06.2003 N 3644, предметом которого являлась аренда Обществом на одиннадцать месяцев земельного участка с кадастровым номером 71:30:05 02 01:0032 площадью 9 кв. м, расположенного в Центральном районе г. Тулы по пр. Л., 44.
Поскольку срок договора аренды истек, а Администрацией не заявлялось возражений относительно его прекращения, действие данного договора было возобновлено на неопределенный срок.
Поскольку в силу вышеназванных правовых оснований распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органами местного самоуправления, то издание главой Администрации г. Тулы постановления N 1723 представляет собой выражение воли собственника земельного участка на отказ от договора аренды.
С учетом изложенного, суд правомерно пришел к выводу, что постановление главы Администрации г. Тулы от 16.05.2007 N 1723 "О расторжении (прекращении) договоров аренды земельных участков, расположенных на магистральных улицах г. Тулы, предоставленных для временного размещения некапитальных объектов", в части п. 33 приложения к постановлению принято в пределах полномочий Администрации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок находился в аренде у Общества более 10 лет, а поэтому не мог быть расторгнут в одностороннем порядке, судом кассационной инстанции не принимается в связи со следующим.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда.
Как следует из материалов дела, договор аренды спорного земельного участка от 30.10.1995 прекратил свое действие с заключением сторонами договора аренды этого земельного участка от 25.06.2003 N 3644 сроком на 11 месяцев.
Возобновление этого договора на неопределенный срок, не может относить эту сделку к сделкам, заключаемым на срок более чем пять лет.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 22.11.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А68-3292/07-181/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "В" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26 мая 2008 г. по делу N А68-3292/07-181/5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании