Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 октября 2009 г. N А62-582/2009
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 августа 2009 г. N А62-582/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Б": С.Д.И. - представитель, доверенность от 23.03.2009 N 78; от Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области Б.М.И. - представитель, доверенность от 23.09.2009 N 50, Б.В.П. - представитель, доверенность от 19.01.2009 N 08/01-38, К.Г.И. - представитель, доверенность от 22.10.2009 N 53/01-38; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Смоленской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Б" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А62-582/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б" (далее - ООО "Б", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области (далее - Администрация) и созданной ею ликвидационной комиссии по ликвидации муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области" (далее - МУ УЖКХ); о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Смоленской области (далее - Инспекция) от 26.03.2008 N 165 о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица МУ УЖКХ в связи с его ликвидацией и обязании Инспекции устранить допущенное нарушение путем исключения из ЕГРЮЛ данной записи.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, МУ УЖКХ зарегистрировано в качестве юридического лица 03.09.2003, его единственным учредителем является Администрация.
Согласно постановлению Администрации от 07.02.2005 N 6 МУ УЖКХ подлежало ликвидации с 01.03.2005.
Распоряжением Администрации от 15.02.2005 N 33-р создана ликвидационная комиссия, в журнале "Вестник государственной регистрации" (N 8 (10) часть 1 от 16.03.2005) размещена публикация о ликвидации юридического лица, а 13.07.2005 в Инспекцию направлено уведомление о составлении 01.07.2005 промежуточного ликвидационного баланса (форма N Р15003).
По окончании ликвидационной процедуры в регистрирующий орган направлены заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица (форма N Р16001), ликвидационный баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета по состоянию на 01.03.2008 и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
На основании указанных документов 26.03.2008 Инспекцией принято решение N 165 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица - МУ УЖКХ в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Не согласившись с действиями Администрации и решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно указали на то, что заявителем пропущен трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а причины пропуска данного срока не являются уважительными.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О разъяснено, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Из материалов дела видно, что еще в октябре 2007 Обществу было известно о том, что МУ УЖКХ находится в стадии ликвидации, создана ликвидационная комиссия, по состоянию на 01.07.2005 составлен ликвидационный баланс. Данные обстоятельства подтверждаются возражениями Общества от 29.10.2007 на отзыв Администрации по делу N А62-2712/2007.
При этом в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий Администрации и созданной ею ликвидационной комиссии Общество обратилось 11.02.2009, то есть за пределами установленного статьей 198 АПК РФ срока.
Согласно частям 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Оценив доводы заявителя о причинах пропуска срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд обоснованно признал их неуважительными.
При таких обстоятельствах дела, отказ суда в удовлетворении заявленных ООО "Б" требований о признании незаконными действий Администрации и ликвидационной комиссии по основаниям пропуска срока обращения в суд, является правомерным.
Отказывая в удовлетворении требований Общества в части признания недействительным решения Инспекции от 26.03.2008 N 165 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (ч. 2 ст. 62 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 63 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 указанной нормы ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
В силу ч. 2 ст. 63 ГК РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно ч. 5 ст. 63 ГК РФ, ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Данный перечень является исчерпывающим.
В силу п. 4 ст. 9 Закона N129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.
Гражданское законодательство и Закон N 129-ФЗ не устанавливают форму и содержание промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.
При этом для муниципальных учреждений, являющихся получателями средств из бюджета, форма и содержание промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса установлена Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (действовавшие в спорный период) (далее - Инструкция), которая утверждена приказами Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2005 N 5н и от 24.08.2007 N 72н.
До вступления в действие Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 72н, учреждения при реорганизации или ликвидации составляли баланс по форме 0503130 в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2005 N 5н.
Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 72н, внесены некоторые изменения в порядок формирования формы баланса при ликвидации и реорганизации учреждения, а именно, форма стала называться "Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета" (форма 0503230).
Как следует из материалов дела, документы, представленные в налоговый орган для регистрации ликвидации юридического лица, оформлены надлежащим образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Данные выводы сделаны судом на основании имеющихся в деле доказательств и оснований для их переоценки в суде кассационной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах дела, оспариваемое решение налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией соответствует требованиям действующего законодательства и оснований для признания его недействительным не имелось.
Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, предусмотренный законодательством порядок ликвидации МУ УЖКХ Администрацией и созданной ею ликвидационной комиссией полностью соблюден. Факт публикации сведений о ликвидации юридического лица в установленном порядке документально подтвержден.
Порядок и сроки подачи требований кредиторами к ликвидируемому учреждению в данной публикации указаны.
Как следует из материалов дела, в установленный срок ООО "Б" претензий ликвидационной комиссии не заявляло.
Ликвидационный баланс МУ УЖКХ также не содержал сведений о наличии кредиторской задолженности перед заявителем.
При таких обстоятельствах дела суд сделал правильный вывод о законности решения налогового органа о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителя.
Кроме того, в связи с отсутствием задолженности у ликвидируемого юридического лица перед ООО "Б" обжалуемые действия Администрации и решение налогового органа не затрагивают прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А62-582/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 октября 2009 г. N А62-582/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании