Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 октября 2009 г. N А62-904/2009 (Ф10-4869/09)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца С.О.А. - юрисконсульта (доверенность N 21 от 13.01.2009 г.) от ответчика: не явился, от третьего лица не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской обл. на решение Арбитражного суда Смоленской обл. от 8 июня 2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2009 г. по делу N А62-904/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная компания по реализации газа", г. Смоленск, (далее ООО "С"), обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании 13687 руб. 10 коп убытков от предоставления за период 2008-2009 льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Смоленская область в лице Департамента Смоленской области по социальному развитию.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2009 (с учетом дополнительного решения Арбитражного суда Смоленской области от 01.07.2009) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО "С" взыскано 11599 руб. 24 коп убытков.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области, обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 отменить как незаконные.
В судебном заседании представитель ООО "С" доводы кассационной жалобы не признал, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представители ответчика, третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, оценив доводы кассационной жалобы, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, 01.01.2008 между Департаментом Смоленской области по социальному развитию (департамент) и ООО "С" (исполнитель) заключен договор N 156, по условиям которого исполнитель обязался, в частности, оказать услуги льготным категориям граждан с учетом мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", а департамент - компенсировать исполнителю фактически понесенные им расходы на указанные цели по мере поступления денежных средств.
В 2008-2009 годах ООО "С" на основании решений судов общей юрисдикции предоставляло предусмотренные Федеральным Законом Российской Федерации N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах" льготы по оплате поставляемого истцом газа отдельным категориям граждан, а именно - членам семей ветеранов.
Некомпенсированные расходы ООО "С" в части предоставления услуг по льготным ценам указанной категории лиц составили 13687 руб. 10 коп., в том числе 7769 руб. 55 коп. за 2008 и 5917 руб. 55 коп. за 2009.
Ссылаясь на отказ Департамента Смоленской области по социальному развитию в добровольном порядке погасить указанные расходы, ООО "С" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации "О ветеранах", ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания 11599 руб. 24 коп с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Арбитражный кассационный суд считает данный вывод по существу правильным, обстоятельства имеющие значения для правильного разрешения спора, установленными.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных указанной нормой, относятся и обязательства вследствие причинения вреда.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 10 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьями 14-19 и 21 названного Закона установлены льготы в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей, совместно с ними проживающими, а также в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 названного Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из выписки из лицевого счета получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации - Департамента Смоленской области по социальному развитию следует, что в 2008 году на указанные цели поступило 527586 786 руб. 25 коп.
Доказательств нецелевого использования Смоленской областью выделенных из федерального бюджета субвенций на реализацию Федерального закона "О ветеранах" материалы дела не содержат.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие фактическое предоставление льгот истцом отдельным категориям граждан, в частности счета, сводные реестры расходов, списки получателей мер социальной поддержки. Кроме этого, вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции истец был обязан предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг в отношении членов семей ветеранов.
Оценив согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами доказательства в совокупности, арбитражный суд обоснованно признал их достоверно подтверждающими факт оказания истцом спорных услуг и, руководствуясь положениями ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания возникших у истца расходов с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Таким образом, несмотря на то, что денежные средства, перечисленные из федерального бюджета в качестве субвенций Смоленской области в 2008 году, не были использованы в полном объеме, данное обстоятельство не освобождает Российскую Федерацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по возмещению истцу его расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.
Обстоятельства, касающиеся использования субъектом Российской Федерации выделенных ему бюджетных средств, разрешаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации между участниками бюджетных отношений - Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, и не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд правомерно отклонил доводы Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии вины Российской Федерации и необходимости взыскания убытков со Смоленской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг с учетом субвенций, субсидий, предоставляемых из бюджетов всех уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, исключив из суммы заявленных ко взысканию убытков сумму налога на добавленную стоимость.
Арбитражный кассационной суд считает необоснованным довод заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражным судом применен закон, не подлежащий применению в части распространения льгот по оплате коммунальных услуг на членов семей инвалидов войны.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" инвалидам войны предоставляется скидка в размере 50% на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическую и тепловую энергию - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 11 указанного Закона законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В частности, к числу таких нормативных правовых актов относится Постановление Совета Министров СССР N 209 от 23.02.1981 "Об утверждении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих".
Пунктом 17 указанного Положения определено, что инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 423-О от 04.12.2003, федеральный законодатель вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е", "з"), 39, 40 и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1 часть 1, статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Положения Федерального закона "О ветеранах" во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 N 209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 502-О установлено, что признание абзацем вторым пункта 6 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.
Как правомерно указал арбитражный суд, сама по себе утрата силы пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам и членам их семей прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления им равноценной компенсации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации N 524-О от 07.12.2006 года внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в системе правового регулирования не может рассматриваться как препятствующее пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года.
Довод заявителя кассационной жалобы о несостоятельности ссылки истца на Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652, поскольку в период предоставления истцом в 2008-2009 годах мер социальной поддержки по оплате за газ отдельным категориям граждан указанные Правила утратили силу, был предметом исследования арбитражного апелляционного суда и обоснованно отклонен им, так как выводы арбитражного суда не основаны на указанном нормативном акте.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что истцом не доказано наличие незаконных действий (бездействия) ответчика - Российской Федерации в лице Министерства Финансов и причинно-следственная связь между подобными действиями и возникшими убытками, не может быть принят во внимание.
В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов по выполнению Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" в отношении членов семей инвалидов войны не выделено, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации указанного федерального закона в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу, в связи с чем отсутствие в оспариваемых судебных актах выводов о вине каждого из участников бюджетного процесса, связанного с финансированием расходов истца, не являются основанием для отмены обжалуемого решения. Поэтому суд пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что спорные расходы за январь-март 2008 подлежат компенсации на основании "Положения о предоставлении на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"", утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 713, также не может быть принята во внимание, поскольку из указанного Положения не усматривается, что меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Положением в части оплаты коммунальных услуг газоснабжения, распространяются на членов семей инвалидов.
Доказательств того, что указанным категориям граждан выплачивалась денежная компенсация для оплаты коммунальных услуг, в порядке установленным данным положением, в материалах дела не имеется.
Арбитражным судом на основании имеющихся в деле доказательств сделан правильный вывод о том, что в отношении членов семей инвалидов войны в январе-марте 2009г. действовал прежний порядок предоставления истцом услуг газоснабжения с 50% скидкой.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской обл. от 8 июня 2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2009 г. по делу N А62-904/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов по выполнению Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" в отношении членов семей инвалидов войны не выделено, при разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации указанного федерального закона в рамках возложенных на них государственных полномочий Российской Федерации. Названные обстоятельства не входят в предмет доказывания по данному делу, в связи с чем отсутствие в оспариваемых судебных актах выводов о вине каждого из участников бюджетного процесса, связанного с финансированием расходов истца, не являются основанием для отмены обжалуемого решения. Поэтому суд пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 октября 2009 г. N А62-904/2009 (Ф10-4869/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании