Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 октября 2009 г. N А14-2093/2009/53/23
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2009 г. N ВАС-16554/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя: П.М.А. - главы КФХ (паспорт); от Администрации Каширского муниципального района Воронежской области П.А.А. - представителя (дов. от 28.10.2009), С.И.В. - предст. (дов. от 16.09.2009);
рассмотрев кассационную жалобу администрации Каширского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.05.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу N А14-2093/2009/53/23, установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства П.М.А. обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее - администрация) от 26.11.2008 NN 717, 718, 719.
Решением суда от 26.05.2009 заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2009 решение суда от 26.05.2009 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, постановлениями главы Каширского муниципального района Воронежской области от 10.10.2008 NN 606, 607, 608 главе крестьянского (фермерского) хозяйства П.М.А. (свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства от 20.12.2007 серия 36 N 002894241) предоставлены из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства из фонда перераспределения в аренду сроком на 49 лет следующие земельные участки: земельный участок площадью 14646820 кв.м с кадастровым номером 36:13:00 00 000:0300, местоположение установлено относительно ориентира в границах бывшего совхоза "К"; земельный участок площадью 2390203кв.м с кадастровым номером 36:13:0000000:0302, местоположение установлено относительно ориентира в границах бывшего совхоза "К"; земельный участок площадью 417000кв.м с кадастровым номером 36:13:3200001:34, местоположение установлено относительно ориентира в границах бывшего колхоза "Б", юго-западная часть кадастрового квартала 36:13:3200001; земельный участок площадью 159000 кв. м с кадастровым номером 36:13:3200010:38, местоположение установлено относительно ориентира в границах бывшего колхоза "Б", северо-западная часть кадастрового квартала 36:13:3200010; земельный участок площадью 30000кв.м с кадастровым номером 36:13:3200001:22, местоположение установлено относительно ориентира в границах бывшего колхоза "Б", северо-западная часть кадастрового квартала 36:13:3200001:22; земельный участок площадью 2848597кв.м с кадастровым номером 36:13:3000001:21, местоположение установлено относительно ориентира западная часть кадастрового квартала 36:13:3000001:21; земельный участок площадью 876000кв.м с кадастровым номером 36:13:3000001:20, местоположение установлено относительно ориентира северо-западная часть кадастрового квартала 36:13:3000001:20.
10 октября 2008 года заключены договоры аренды указанных земельных участков с главой администрации Каширского района, земельные участки переданы по актам приема-передачи.
Постановлениями главы администрации Каширского муниципального района от 26.11.2008 NN 717, 718, 719 постановления от 10.10.2008 NN 606, 607, 608 были отменены.
Посчитав постановления NN 717, 718, 719 незаконными, глава крестьянского (фермерского) хозяйства П.М.А. оспорила их в суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Анализ ст. 34, п. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволил суду придти к обоснованному выводу, что нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям указанных правовых актов, которые в связи с этим не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен ст. 12 Закона N 74-ФЗ, согласно которой граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны определенные в Законе сведения.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Предоставление земельных участков на основании постановлений NN 606, 607, 608 произошло с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 12 Закона N 74-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт, противоречащий законодательству. По смыслу приведенных положений Закона N 131-ФЗ в этом случае полномочный орган, должностное лицо обязано обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права.
В оспариваемых ненормативных актах не указано, каким конкретным законам или правовым актам не соответствуют постановления NN 606, 607, 608, а также на нарушение данными постановлениями прав и законных интересов других лиц.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.05.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу N А14-2093/2009/53/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 октября 2009 г. N А14-2093/2009/53/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании