Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 сентября 2009 г. N А14-16356-2008/516/19
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - Ж.И.В. - представителя, доверенность от 31.08.2009 N 464, постоянная; от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу N А14-16356-2008/516/19, установил:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС по Воронежской области) по отказу в государственной регистрации права Воронежской области на помещение сарая для инвентаря, расположенного по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул. О., д. 108, а также об обязании зарегистрировать право собственности Воронежской области на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 19.12.2006 N 414-р, из федеральной собственности в собственность Воронежской области переданы федеральные государственные учреждения (акт приема-передачи от 29.12.2006), в том числе и Федеральное государственное учреждение "С".
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области от 18.09.2008 N 321-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 19.12.2006 г. N 414-р" уточнены сведения об объектах недвижимости, передаваемых в собственность Воронежской области. Пункт 18 приложения к акту приема-передачи от 29.12.2006 г. изложен в новой редакции с указанием перечня передаваемого имущества, его наименования, адреса местонахождения и индивидуальных характеристик.
В числе этого имущества значится и помещение сарая для инвентаря (Лит. 3А), площадью 118,1 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул. О., 108, инвентарный номер 0102200017.
Главное управление государственного имущества Воронежской области (правопредшественник Департамента, далее - ГУГИ Воронежской области) 21.10.2008 обратилось в Семилукский отдел УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: сарай для инвентаря, расположенный по адресу: Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул. О., д. 108.
Сообщением УФРС по Воронежской области от 20.11.2008 N 29/063/2008-193 в государственной регистрации права отказано со ссылкой на абзацы 4, 8, 9 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), поскольку не представлены документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на упомянутый объект недвижимости.
Не согласившись с отказом регистрирующего органа, Департамент оспорил его в арбитражном суде.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания) - ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно статье 9 упомянутого Закона, в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 этого же закона, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, для государственной регистрации права собственности Воронежской области уполномоченным органом были представлены: акт приема-передачи федеральных государственных учреждений, передаваемых в собственность Воронежской области; перечень недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным государственным учреждениям, передаваемого в собственность Воронежской области; выписка из реестра государственного имущества Воронежской области от 03.10.2008 N 1328; распоряжения N 321-р, 414-р, которые свидетельствовали о наличии у Российской Федерации прав, в том числе, на спорный объект недвижимости.
Доказательств наличия противоречий между заявляемым Департаментом к регистрации правом и уже зарегистрированными правами в отношении спорного объекта недвижимого имущества, наличия спора о праве на него, а также других оснований для отказа в государственной регистрации УФРС по Воронежской области не представлено.
Кроме того, в силу абз. 31 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 122-ФЗ, в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абз. 33 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).
Таким образом, в силу прямого указания положений ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ в предусмотренных случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации права на помещение сарая по основаниям не представления документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на этот объект, является незаконным.
Доводы регистрирующего органа о наличии в представленных для государственной регистрации документах противоречий в указании размера площади объекта недвижимости обоснованно отклонены судебными инстанциями, так как данные противоречия устранены и не повлияли на возможность идентификации регистрируемого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 по делу N А14-16356-2008/516/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 сентября 2009 г. N А14-16356-2008/516/19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании