Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 июля 2009 г. N А68-8905/08-666/15
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Ч.Р.Ю. - адвоката (доверенность от 01.03.2009, постоянная), от Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Д" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу N А68-8905/08-666/15, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Д" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам (далее - Департамент) от 17.09.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80023ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Буреломском участке в Ефремовском районе Тульской области и с требованием обязать Департамент восстановить право пользования недрами на основании лицензии.
Решением суда от 24.02.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя общества, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения.
Как следует из материалов дела, 02.10.2007 Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам Обществу с ограниченной ответственностью "Д" выдана лицензия ТУЛ 80023 ТЭ на право пользования участком недр с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Буреломском участке в Ефремовском районе Тульской области. Срок окончания действия лицензии установлен 21.12.2015. Неотъемлемой частью лицензии являются Условия пользования недрами, подписанные Департаментом и Обществом.
В соответствии с п. 12.2 данных Условий ООО "Д" обязывалось ежегодно в срок до 15 января совместно со статистической отчетностью по форме N5-гр представлять в Департамент сведения о выполнении условий пользования недрами по указанной лицензии за прошедший год.
Поскольку Общество в срок до 15.01.2008 вышеназванные требования условий не выполнило, Департамент 22.05.2008 в адрес Общества направил уведомление N 23-01-15/636, в котором содержалось предупреждение, что в случае невыполнения в 3-х месячный срок данного обязательства действие лицензии ТУЛ 80023 ТЭ будет прекращено.
Письмом от 27.05.2008 ООО "Д" сообщило Департаменту о том, что Обществом проведены геологоразведочные работы на Буреломском участке с подсчетом запасов строительных песков, составлен проект на разработку данного участка. Однако отчет по форме N 5-гр представлен не был.
17 сентября 2008 года Департаментом принято решение о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80023 ТЭ, выданной ООО "Д", в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии.
Полагая, что указанное решение нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", п. 8 Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 215, пришли к выводу, что Обществом были существенно нарушены лицензионные условия, а именно, организацией не была представлена статистическая отчетность по форме 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" в срок до 15.01.2008.
При этом суды указали, что отчет по форме 5-гр подается юридическими лицами, занимающимися разработками полезных ископаемых, в обязательном порядке независимо от даты получения лицензии, поскольку к отчету прилагается пояснительная записка, в которой отражается состояние работ на предприятии: сведения о начатых разведывательных работах, не начатых работах, какие работы проведены, сколько пробурено скважин, время завершения работ. Этой информации достаточно для составления ежегодного баланса запасов полезных ископаемых. При отсутствии работ в отчете 5-гр недропользователь не заполняет графы о добыче полезных ископаемых, об утвержденных запасах полезных ископаемых, о движении запасов полезных ископаемых. На предоставление отчетности по форме 5-гр не влияет степень освоения выделенного участка недр. Данная отчетность должна быть предоставлена обязательно с указанием планируемых, подготавливаемых и проведенных работ.
Между тем, статьей 8 Закона Тульской области от 02.02.1998 N 78-ЗТО "О недропользовании" установлено, что предоставление недр в пользование производится в порядке, определяемом в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", и оформляется лицензией на право пользования недрами.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со ст. 22 указанного Закона пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 31 Закона РФ "О недрах" определено, что целью ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых является учет состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденного приказом МПР РФ от 15.12.2006 N 286, постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.
В п. 3 Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 215 (далее - Порядок), указано, что государственная отчетность представляется по состоянию на 1 января каждого года по запасам основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, выявленным в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшим государственную экспертизу или получившим геолого-экономическую оценку и поставленным на учет в установленном порядке.
В силу п. 8 указанного Порядка организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых.
Учет состояния и движения запасов всех полезных ископаемых ведется по форме N 5-гр.
Согласно параграфу 4 Инструкции по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам 5-гр и 5-гр (уголь), утвержденной Мингео 04.11.1971 (приложение 1 к приказу Мингео 29.11.1971 N 558) (далее - Инструкция) учету подлежат: разведанные в недрах запасы всех видов полезных ископаемых (приложение I), утвержденные в установленном порядке Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (ГКЗ СССР) для предприятий союзного и республиканского подчинения; запасы по месторождениям строительных материалов (за исключением цементного и стекольного сырья, огнеупорных и тугоплавких глин для строительной керамики и облицовочного камня) для всех предприятий, независимо от их ведомственной подчиненности, а также запасы полезных ископаемых для предприятий местного подчинения, утвержденные территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых Министерства геологии СССР (ТКЗ); запасы, оперативно подсчитанные в соответствии с требованиями ГКЗ СССР и апробированные комиссиями по запасам, создаваемыми в министерствах, управлениях и других организациях.
Отчетный баланс запасов по формам N 5-гр и 5-гр (уголь) составляется горнодобывающими предприятиями и геологоразведочными организациями по данным первичного геолого-маркшейдерского учета запасов, по данным подсчета запасов и годовых отчетов предприятий и геологоразведочных организаций, а также с учетом протоколов ГКЗ СССР (ТКЗ) по утверждению запасов (параграф 17 Инструкции).
Предприятия и геологоразведочные организации должны представлять отчетный баланс запасов полезных ископаемых в законченном виде с подведением всех итогов по объектам учета, видам запасов и по способам отработки (параграф 33 Инструкции).
Таким образом, не разведанные и не поставленные в установленном порядке на баланс запасы полезных ископаемых учету не подлежат и отчетность, в том числе по форме 5-гр, по ним не может быть предоставлена.
Кроме того, в статистической отчетности по форме 5-гр отражаются сведения о количестве балансовых запасов, фактической добыче полезных ископаемых, которыми Общество по состоянию на 15.01.2008 не располагало, поскольку по Условиям пользования недрами (п. 4.2) ООО "Д" обязано провести геологические работы, составить отчет с подсчетом запасов и представить его на государственную экспертизу до 01.06.2008.
Помимо указанного, согласно названным Условиям начало работ по пользованию недрами Буреломского участка запланировано на март 2008 года.
На уведомление Департамента от 22.05.2008 о невыполнении Обществом вышеназванных условий в установленный срок ООО "Д" направило 27.05.2008 письмо и сообщило Департаменту о проведении геологоразведочных работ на Буреломском участке с подсчетом запасов строительных песков и составлении проекта на разработку данного участка, то есть фактически Общество предоставило Департаменту сведения о выполнении лицензионных условий пользования недрами за прошедший год. Таким образом, на основании изложенного непредставление заявителем в Департамент отчетности по форме 5-гр к 15.01.08 не может являться нарушением существенных условий лицензии на пользование недрами, в связи с чем досрочное прекращение ее действия незаконно.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены арбитражным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, однако, судом неправильно истолкованы нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Д" о признании незаконным решения Департамента от 17.09.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80023 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Буреломском участке в Ефремовском районе Тульской области и обязании Департамента восстановить право пользования недрами на основании лицензии.
Ввиду удовлетворения кассационной жалобы государственная пошлина по жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату Обществу из федерального бюджета, поскольку Департамент от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу N А68-8905/08-666/15 отменить.
Требования ООО "Д" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 17.09.2008 о досрочном прекращении действия лицензии ТУЛ 80023 ТЭ на право пользования недрами с целью геологического изучения недр в контуре горного отвода и добычи строительных песков на Буреломском участке в Ефремовском районе Тульской области.
Обязать Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам восстановить за ООО "Д" право пользования недрами на основании лицензии ТУЛ 80023 ТЭ.
Возвратить ООО "Д" государственную пошлину по кассационной жалобе, уплаченную по платежному поручению от 01.06.2009 N 10. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 июля 2009 г. N А68-8905/08-666/15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании