Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 ноября 2009 г. N А09-2522/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества с ограниченной ответственностью "П" - С.Н.Д. - представитель, доверенность от 17.11.2008 N 12/08, от Управления Роснедвижимости по Брянской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от открытого акционерного общества "И" - Р.Ю.В. - представитель, доверенность от 01.01.2009 N 301, от открытого акционерного общества "Д" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Управления имущественных отношений Брянской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "П" на решение Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А09-2522/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Брянской области по утверждению результатов межевания земельного участка общей площадью 176390 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, бульвар Щорса, 7, и о признании недействительным распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (далее - Комитет) от 16.08.2007 N 1381 об утверждении проекта границ названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "П" является собственником (в т. ч. на праве общей долевой собственности), расположенных по адресу: г. Брянск, бульвар Щорса, 7, объектов недвижимости: здания термообрубного цеха (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2004 серия 32 АБ N 047120), блока вспомогательных цехов (свидетельство о государственной регистрации права от 23.03.2005 серия 32 АА N 014985), здания бытовок стальцеха АБК N 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2005 серия 32 АГ N 011753), здания сталелитейного цеха с пристроенными административно-бытовыми помещениями, здания насосной мазута (свидетельство о государственной регистрации права от 09.09.2004 серия 32 АБ N 124241).
Упомянутые объекты недвижимости приобретены ООО "П" в 2003-2005 годах у ОАО "И".
Постановлением Брянской городской администрации от 20.09.2005 N 3218-п у ОАО "С" изъят земельный участок общей площадью 109 956 кв.м., расположенный по адресу: г. Брянск, бульвар Щорса,7, который предоставлен в аренду на 39 лет другим лицам, в том числе ООО "П" - 35505 кв. м, для эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на данном участке.
Пунктом 7 данного постановления на ОАО "С" возложена обязанность обеспечить беспрепятственный проезд, проход к упомянутому земельному участку.
После формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет между ООО "П" и Брянской городской администрацией в лице Комитета по земельным ресурсам и землеустройству заключен договор от 06.10.2005 N 34734 аренды данного земельного участка под кадастровым номером 32:28:02:27:01:0000:00, относящегося к землям поселений (другие застроенные территории).
В октябре 2006 года на основании заявки ОАО "И", являющегося смежным землепользователем, ООО "З" (преобразовано в ООО "К") приступило к выполнению работ по межеванию земельного участка (по фактическому использованию участка площадью - 176428 кв. м).
Управление Роснедвижимости по Брянской области 24.08.2007 утвердило материалы межевания указанного земельного участка.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации от 16.08.2007 N 1381 был утвержден проект границ земельного участка площадью 176428 кв. м для использования объектов недвижимости ОАО "И".
Не согласившись с действиями Управления Роснедвижимости по утверждению результатов межевания земельного участка, а также с распоряжением Комитета от 16.08.2007 N 1381, ООО "П" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
По мнению заявителя, межевание и утверждение границ земельного участка произведено с нарушением пункта 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Методических рекомендаций Росземкадастра по проведению межеванию объектов землеустройства, пункта 9 Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, а именно: не обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты; нарушена процедура согласования границ земельного участка; акт согласования границ земельного участка ООО "П" подписан с возражениями, которые не урегулированы; в представленном чертеже отсутствуют подъездные пути к принадлежащему ООО "П" участку; в землеустроительном деле не указаны части земельных участков, обремененные сервитутом; не решен вопрос о порядке пользования принадлежащими ООО "П" коммуникациями (газопровод высокого давления), который оказался на территории ОАО "И".
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обосновано руководствовались следующим.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, а действия таких органов незаконными лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие, в том числе, в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В абзаце 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ указано, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу статей 3 и 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" при изменении и определении границ объектов землеустройства обязательно проведение землеустройства. При проведении территориального землеустройства выполняется межевание объектов землеустройства. Как установлено статьями 17 и 19 Закона "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объекта включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта межевыми знаками и определение их координат, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта - статьи 19, 22 Закона N 78-ФЗ.
При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке - пункт 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (утратил силу с 17.05.2008).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оспариваемыми действиями Управления Роснедвижимости по утверждению результатов межевания земельного участка площадью 176390 кв. м, а также распоряжением Комитета об утверждении проекта границ названного земельного участка права и охраняемые законом интересы ООО "П" не нарушены.
Так, в составе землеустроительного дела по упорядочению границ спорного объекта землеустройства, выполненного ООО "З" по заданию ОАО "И", имеются доказательства извещения всех заинтересованных землепользователей о предстоящих работах, а также акты согласования границ.
Акт согласования границ земельного участка подписан представителем ООО "П" с указанием на наличие земельного спора о подъездных путях к земельному участку последнего.
При этом, как правильно указал арбитражный суд, в проекте территориального землеустройства из числа возможных вариантов проектных решений для обеспечения проезда через закрепляемый за ОАО "И" земельный участок орган местного самоуправления как собственник муниципальных земель определил возможность установления сервитута.
В силу ст. 274 Гражданского кодекса РФ предоставление сервитута носит заявительный характер. Согласно ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения об обремененных земельных участках вносятся только на основании заявки заинтересованного лица. Наряду с документами о межевании таких участков (план, на котором отмечена сфера действия сервитута) к заявке прилагается документ, устанавливающий само основание обременения земельного участка (например, соглашение об установлении сервитута), в котором должны содержаться сведения в объеме, необходимом для проведения кадастрового учета части земельного участка.
Таким образом обеспечение прав ООО "П" на предоставление подъездных путей к земельному участку может быть осуществлено не путем изменения границ земельных участков смежных землепользователей, а иными способами.
По указанным основаниям судом обоснованно отклонены ссылки ООО "П" на наличие в собственности последнего газопровода высокого давления, состоящей из трубопроводов и двух газораспределительных установок, водопроводной трубы и электрического кабеля, проходящих через земельный участок, предоставленный ОАО "И".
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее - Правила), которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий.
В соответствии с пунктами 17-21 Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Для проведения кадастровых работ организация - собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон. По результатам кадастровых работ организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону. Указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, обязанность по проведению кадастровых работ и получению распорядительных документов по утверждению границ охранных зон возложена на собственника (эксплуатирующую организацию) инженерных коммуникаций.
В силу п. 28 Правил для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.
Между тем, факт оформления в установленном порядке прав ООО "П" на газопровод высокого давления, водопроводной трубы и электрического кабеля документально не подтвержден.
Данные выводы сделаны судом на основании имеющихся в деле доказательств и оснований для их переоценки в суде кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что утверждение результатов межевания спорного земельного участка, а также проекта его границ произведено Управлением Роснедвижимости и Комитетом в порядке установленном законодательством, не нарушает прав и законных интересов ООО "П", а следовательно, в удовлетворении заявленного требования отказано обоснованно.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 10.06.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по делу N А09-2522/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 ноября 2009 г. N А09-2522/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании