Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 9 декабря 2009 г. N А23-881/09Г-17-88
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2010 г. N ВАС-18135/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в соста ве: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец: от Общества с ограниченной ответственностью "С" - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); Ответчик: от Министерства природных ресурсов Калужской области - Л.И.В. - ведущий специалист (дов. от 12.01.2009 N ОР-4-09); от Индивидуального предпринимателя Н.М.И. - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); от Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "С" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А23-881/09Г-17-88, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Калужской области (далее - Министерство) и индивидуальному предпринимателю Н.М.И. (далее - Предприниматель) о признании недействительным аукциона и договора аренды лесного участка, а также об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Калужской области (далее - УФРС по Калужской области) исключить запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
До вынесения решения суда по существу спора заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ отказался от своих требований в части признания недействительным аукциона. Отказ в установленном порядке принят судом.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.06.2009 исковые требования в части признания договора аренды недействительным, применения последствий недействительности сделки и обязании УФРС по Калужской области исключить из ЕГРП запись о правах Н.М.И. на спорный лесной участок удовлетворены. В части требований о признании недействительным аукциона от 10.07.2008 производство по делу прекращено.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 решение суда в части удовлетворения исковых требований Общества и распределения расходов по государственной пошлине отменено. В указанной части в удовлетворении иска отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Представители Общества, Предпринимателя, УФРС по Калужской области, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Указанные лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя Министерства природных ресурсов Калужской области, судом кассационной инстанции установлено следующее.
На основании протокола от 10.10.2005 о результатах лесного конкурса между ФГУ "Б" и ООО "С" 30.11.2005 был заключен договор аренды участков лесного фонда Российской Федерации N 24 (далее - Договор), расположенных на территории Боровского лесхоза, Тишневского лесничества, Балабановского лесничества, для заготовки древесины по мягколиственному и хвойному хозяйству сроком на 49 лет со дня государственной регистрации данного договора.
17 мая 2006 года указанный Договор прошел процедуру государственной регистрации в УФРС по Калужской области.
Площадь, границы и перечень лесных участков определены в приложении N 1 к договору, в которое вошел, в том числе, квартал N 46 на территории Тишневского участкового лесничества.
Федеральным законом РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200.
В соответствии с нормами Вводного закона между Министерством (арендодатель) и ООО "С" (арендатор) был заключен новый договор аренды лесного участка от 12.12.2008 N 368, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование для осуществления заготовки древесины лесной участок, общей площадью 789,5 га, местоположение: Калужская область, Боровский район, ГУ "Б", кварталы N 36, 37, 44, 45, 46, 47, 48 Тишневского участкового лесничества, кадастровый номер участка 40:03:084709:2.
По акту приема-передачи от 12.12.2008 указанный лесной участок был передан ООО "С".
В то же время 18.07.2008 между Управлением лесами Калужской области (арендодателем), правопреемником которого является Министерство, и Н.М.И. (арендатор) заключен договор аренды N 191 лесного участка общей площадью 6,0 га, местоположение: Калужская область, Боровский район, ГУ "Б", Тишневское участковое лесничество, квартал N 46, выделы 5, 6, 7, 26, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет с даты государственной регистрации.
В день заключения договора по акту приема-передачи указанный лесной участок передан арендатору.
Данный договор 27.11.2008 также был зарегистрирован в УФРС по Калужской области.
Посчитав договор от 18.07.2008 N 191 недействительной сделкой, поскольку права аренды лесного участка в квартале N 46 на территории Тишневского участкового лесничества ранее были переданы Обществу, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу требований ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании недействительной ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
Как следует из материалов дела, основанием для признания вышеуказанного договора недействительным Обществом названо несоответствие договора требованиям ст. 606 ГК РФ, предполагающей использование арендованного лесного участка исключительно одним арендатором для целей, установленных в ст. 25 Лесного кодекса РФ.
Договор аренды участка лесного фонда от 30.11.2005 N 24 между истцом и ответчиком был заключен в период действия Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ.
В дальнейшем Федеральным законом РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в действие введен Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200.
Согласно ст. 2 указанного закона Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200 применяется к отношениям, возникшим после дня его введения в действие.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Вводного закона договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Во исполнение данных норм Министерство природных ресурсов Калужской области и ООО "С" переоформили вышеупомянутый договор и заключили договор аренды лесного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности от 12.12.2008 N 368 с учетом п. 7 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324).
Согласно п.п. 2, 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200 предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Правовое регулирование арендных правоотношений определено в главе 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая включает соответствующие общие положения об аренде как типе договора и специальные параграфы, каждый из которых посвящен определенному виду договора.
Общие положения призваны обеспечить в необходимых пределах единство правового регулирования различных видов договора аренды и договоров аренды отдельных видов имущества. Так, в числе договоров аренды отдельных видов имущества в Гражданском кодексе Российской Федерации и других законах выделяются, в частности, договоры на аренду участков лесного фонда. По смыслу приведенных нормативных положений правовое регулирование аренды не исчерпывается нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Специальные правила, посвященные особенностям отдельных видов аренды, а также аренды отдельных видов имущества, предусмотрены в ряде других законодательных актов.
Статья 3 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 43-45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса.
Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 утверждены Правила подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. К договору применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Объектом аренды после 1 января 2010 г. может быть только лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет.
До 1 января 2010 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что договор аренды земельного участка должен содержать следующие существенные условия: сведения о лесном участке, срок договора, виды разрешенного использования лесов, расположенных на лесном участке, размер арендной платы, объемы рубок лесных насаждений и изъятия других лесных ресурсов.
Как следует из материалов дела, спорный договор аренды N 191 заключен 18.07.2008, то есть до 01.01.2010, в связи с чем постановки лесного участка на кадастровый учет не требовалось.
По условиям договора Предпринимателю передан в аренду лесной участок общей площадью 6,0 га, местоположение: Калужская область, Боровский район, ГУ "Б", Тишневское участковое лесничество, квартал N 46, выделы 5, 6, 7, 26, для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет с даты государственной регистрации.
Данный договор заключен с Предпринимателем на основании протокола от 10.07.2008 N159 по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.
Сведения об аукционе были опубликованы в установленном Лесным кодексом порядке.
Материалами дела подтверждено, что ранее данный лесной участок для целей рекреационной деятельности не предоставлялся.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае порядок предоставления лесного участка не нарушен, форма и содержание оспариваемого договора соблюдены. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
В свою очередь по договору аренды лесного участка от 12.12.2008 N 368 ООО "С" передано во временное пользование для осуществления заготовки древесины лесной участок, общей площадью 789,5 га, местоположение: Калужская область, Боровский район, ГУ "Б", кварталы N 36, 37, 44, 45, 46, 47, 48 Тишневского участкового лесничества, кадастровый номер участка 40:03:084709:2.
Таким образом, Общество и Предприниматель одновременно осуществляют предусмотренные договорами разные виды деятельности в квартале 46 выделы 5, 6, 7, 26.
Пунктом 9 Правил установлено, что размер арендной платы по договору определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п.п. 2, 3 ст. 73 Лесного кодекса РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Аналогичные нормы установлены и в разделе II договора аренды лесного участка от 12.12.2008 N 368, заключенного с ООО "С", из которого следует, что размер арендной платы напрямую не зависит от площади участка, а рассчитывается исходя из объема изъятия лесных ресурсов.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Пунктом 7 договора аренды лесного участка от 18.07.2008 N 191 предоставленного для рекреационной деятельности (в т.ч. обеспечение пожарной, санитарной безопасности, лесовосстановительные мероприятия, расчистка границ участка по периметру) предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанного следует, что в данном случае владение обоими арендаторами одним и тем же лесным участком не ущемляет права последних по отношению друг к другу, поскольку ими используются различные полезные свойства предоставленного в аренду лесного участка.
Материалами дела не подтверждено, что рекреационная деятельность Предпринимателя затрагивает права Общества на вырубку.
Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства природных ресурсов Калужской области указал, что ООО "С" не заявляло арендодателю претензий о нехватке, установленных приложением N 3 к договору аренды, объемов древесины предназначенных к вырубке, а также пояснил, что в соответствии с приложением к проекту освоения лесов на спорном лесном участке в квартале N 46 (выделы 5,6,7,26) на период 2008-2015 г.г., переданном в аренду Обществу в Тишиневском участковом лесничестве, в выделах 5, 6, 26 не предусмотрено вырубки, в выделе 7 предусмотрена вырубка с сохранением подроста (том 2 л.д. 12).
Согласно ст.ст. 24, 25 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов для установленных Лесным кодексом видов использования лесов.
В силу п. 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Действия Управления лесами Калужской области по выставлению на аукцион права на заключение договора аренды для целей осуществления на спорном лесном участке рекреационной деятельности были регламентированы Правилами подготовки и заключения договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 (в редакции от 17.11.2007), нормы которых определяют порядок заключения договора аренды по результатам аукциона и не содержат прямого запрета передачи в аренду одного и того же лесного участка разным арендаторам для разных видов лесопользования.
Поскольку, исходя из принципов гражданского права "все, что не запрещено законом-разрешено", пределы осуществления прав установлены лишь нормами ст. 10 ГК РФ, при этом ни нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни положения иных нормативных актов не содержат императивного запрета на предоставление участков лесного фонда нескольким арендаторам для разных целей использования, то для оспаривания заключенного договора аренды лесного участка N 191 ООО "С" должно было доказать, что оспариваемый договор препятствует Обществу в реализации его прав и ущемляет его законом установленные интересы.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым договором и оснований для удовлетворения исковых требований Общества не имеется.
Более того, диспозиция статьи 168 ГК РФ определяет, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу требований п.п. 8, 22 Правил условия договора аренды лесного участка должны содержать сведения об обременении, ограничении использования лесного участка.
При заключении договора арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков.
При таких обстоятельствах нормы Лесного законодательства устанавливают иные последствия несоблюдения порядка заключения договора аренды лесного участка.
Суд кассационной инстанции считает также необходимым отметить следующее.
Исходя из системного толкования норм ст.ст. 24, 25, 72, 74, 78, 79 Лесного кодекса РФ, Приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" и "Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, лесной участок может быть предоставлен для одной или нескольких целей использования лесов посредством заключения договора по результатам проведения аукциона (исключения установлены лишь для случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 74 ЛК РФ и п. 4 Правил), при этом цель использования лесов является существенным условием для договоров данного вида.
Соответственно, ООО "С" реализовав свое право на перезаключение договора аренды в установленных целях использования лесного участка - для заготовки древесины, приобрести в пользование лесной участок (часть участка) для другой цели могло лишь на общих основаниях, то есть с определением условий договора аренды по результатам аукциона, и могло участвовать в аукционе по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.
Информация о проведении 10.07.2008 аукциона по продаже указанного права была опубликована в установленном порядке в Бюллетене "Калужские торги" N 31 (201) (6 мая 2008 г.) и размещена на официальном сайте Управления лесами Калужской области.
Доказательств того, что торги проведены с нарушением закона, Обществом суду не представлено.
Кроме того, ООО "С" в порядке главы 24 АПК РФ оспаривало решения Управления лесами Калужской области, изложенные в приказах от 12.02.2008 N 29, от 14.03.2008 N 41, от 25.03.2008 N 57, от 01.04.2008 N 75 о выставлении на аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных в Боровском лесничестве, в том числе в квартале 46, выдел 6, 7, 14, 9 и вступившими в силу судебными актами по делу N А23-1183/08А-9-78 в удовлетворении заявленных требований Обществу было отказано.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 по делу N А23-881/09Г-17-88 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "С" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из системного толкования норм ст.ст. 24, 25, 72, 74, 78, 79 Лесного кодекса РФ, Приказа МПР РФ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" и "Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324, лесной участок может быть предоставлен для одной или нескольких целей использования лесов посредством заключения договора по результатам проведения аукциона (исключения установлены лишь для случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 74 ЛК РФ и п. 4 Правил), при этом цель использования лесов является существенным условием для договоров данного вида.
...
Информация о проведении 10.07.2008 аукциона по продаже указанного права была опубликована в установленном порядке в Бюллетене "Калужские торги" N 31 (201) (6 мая 2008 г.) и размещена на официальном сайте Управления лесами Калужской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2009 г. N А23-881/09Г-17-88
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании