Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 30 ноября 2009 г. N А14-3070-2009/82/34
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 мая 2010 г. по делу N А14-3070-2009/82/34
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от общества - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.04.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 г. по делу N А14-3070-2009/82/34, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области) от 03.02.2009 г. N 453 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.04.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009г. решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением судов общество обратилось с кассационной жалобой.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании заявления К.Ю.П., прож. по адресу: г. Воронеж, Ленинский пр-т, д. 34 кв. 6, в рамках ведомственной целевой программы "Гигиена и Здоровье" Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области проведены внеплановые мероприятия по надзору за соблюдением ООО "А" требований Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарных правил, по результатам которых установлено, что сброс бытовых отходов из мусоропровода жилого дома N 34 по Ленинскому проспекту г. Воронежа осуществляется непосредственно на пол мусороприемной камеры, в которой не установлены контейнеры для сбора отходов. 2 контейнера выставлены за пределы мусоросборочного помещения около стены жилого дома; бытовой мусор из мусороприемных камер выносится в контейнеры, заполненные бытовыми отходами доверху; стволы мусоропровода не оборудованы устройствами для проведения дезинфекции и чистки, что является нарушением ст. 11, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, п. 2.2.7, п. 2.2.3, п. 2.2.10 СП N 4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
По результатам проверки административным органом составлен акт от 21.01.2009 г., протокол об административном правонарушении от 22.01.2009 г. N 0000086.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 03.02.2009 г. N 453 ООО "А" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ).
Как указано в оспариваемом постановлении, обществом нарушены указанные нормы права, а также п. 2.2.7, п. 2.2.3, п. 2.2.10 СП N 4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Рассматривая спор, суды исходили из доказанности факта совершения обществом вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ, и наличии вины в его совершении.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Данная норма подлежит применению за административные правонарушения, совершенные в области охраны окружающей природной среды и природопользования, то есть за нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Между тем, на нарушение обществом положений указанных Федеральных законов, административный орган не указывает.
Ответственность за нарушение действующих санитарных правил и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судами не исследовались обстоятельства, касающиеся вменяемого обществу нарушения п. 2.2.7, п. 2.2.3, п. 2.2.10 СП N 4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в совокупности с обстоятельствами, связанными с выполнением или невыполнением обществом санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых предусмотрено Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, о чем указано в оспариваемом постановлении.
Поскольку указанные обстоятельства судами не установлены, что в данном случае не позволяет сделать однозначный вывод о правильной квалификации совершенного обществом правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.04.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 г. по делу N А14-3070-2009/82/34 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Данная норма подлежит применению за административные правонарушения, совершенные в области охраны окружающей природной среды и природопользования, то есть за нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
...
Ответственность за нарушение действующих санитарных правил и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом судами не исследовались обстоятельства, касающиеся вменяемого обществу нарушения п. 2.2.7, п. 2.2.3, п. 2.2.10 СП N 4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в совокупности с обстоятельствами, связанными с выполнением или невыполнением обществом санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проведение которых предусмотрено Федеральным законом от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, о чем указано в оспариваемом постановлении.
Поскольку указанные обстоятельства судами не установлены, что в данном случае не позволяет сделать однозначный вывод о правильной квалификации совершенного обществом правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 ноября 2009 г. N А14-3070-2009/82/34
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании