Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 декабря 2009 г. N А64-7193/08-7
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца КУИ Тамбовской К.Д.Н. (дов. N 31 от 31.03.2009); области: от ответчиков: от ТУ Росимущества по Тамбовской области: П.С.Л. (дов. N 18 от 10.08.2009); от Администрации г. Тамбова - не явился, извещен надлежаще; от третьего лица: не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А64-7193/08-7, установил:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - КУИ Тамбовской области), г. Тамбов, обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУ Росимущества в Тамбовской области), г. Тамбов и к Администрации г. Тамбова о признании права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области - на здание нежилого назначения "Д" общей площадью 5342,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. К., 142/Коммунальная, 10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление судебного департамента в Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, ТУ Росимущества в Тамбовской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 01.06.2009 и постановление апелляционной инстанции от 21.08.2009 отменить, в удовлетворении иска отказать.
При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся представителей сторон, судебная коллегия полагает, что решение от 01.06.2009 и постановление апелляционной инстанции от 21.08.2009 следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с решением Тамбовского областного Совета народных депутатов от 03.11.1989 N 293 "О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Тамбовской области" здание, расположенное по адресу: г. Тамбов ул. К., 142/К., 10 ("Дом М. Л.Ш.") признано памятником истории и культуры области.
С 01.04.1993 данное здание находилось на балансе ГУК "Т".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.1994 N 413 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области передан Тамбовский областной краеведческий музей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства РФ следует читать как "от 30.04.1993 г."
Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.01.2004 N 725 "Об утверждении перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения", спорное здание отнесено к памятникам регионального значения.
На основании постановления Администрации Тамбовской области от 22.03.2004 N 191 "О закреплении на праве оперативного управления объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения за государственным учреждением "И" - здание памятник регионального значения "Д", расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. К., 142/К., 10, передано в оперативное управление государственного учреждения "И".
ТУ Росимущества в Тамбовской области, ссылаясь на неправомерность передачи в оперативное управление ГУ "И" здания "Д", являющегося, по его мнению, объектом федеральной собственности, обжаловало вышеуказанное постановление Администрации Тамбовской области от 22.03.2004 N191 в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.04.2005 по делу N А64-2197/04-10, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2005, а также определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2006, ТУ Росимущества в Тамбовской области отказано в удовлетворении требований о признании недействительным вышеуказанного постановления Администрации Тамбовской области от 22.03.2004 N 191.
При этом судебными актами установлена правомерность распоряжения Администрацией Тамбовской области спорным имуществом, недоказанность оснований для включения спорного объекта недвижимости в реестр федеральной собственности.
Постановлением Тамбовской областной Думы от 17.09.2004 N 902 здание -памятник регионального значения "Дом М.Л.Ш." по адресу: г. Тамбов, ул. К., 142/ул. К., 10, внесено в перечень объектов государственной собственности Тамбовской области не подлежащих отчуждению. Данное здание числится в реестре государственной собственности Тамбовской области с реестровым номером 06800158 (дата присвоения реестрового номера 28.12.2000).
В этой связи, считая, что спорное здание является собственностью Тамбовской области и не правомерно 25.08.2000 включено в реестр федерального имущества с присвоением реестрового номера 06800463 (т. 1 л.д. 117), КУИ Тамбовской области обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 5 ст. 214 Гражданского кодекса РФ определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 разд.1 приложения N 1 к указанному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия, а также художественные ценности общероссийского значения.
Однако, как следует из материалов дела спорное здание в соответствии с решением Тамбовского областного Совета народных депутатов от 03.11.1989 N 293 признано памятником истории и культуры регионального значения, то есть не относится к объектам, указанным в приложении N 1 к постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991.
В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях N 1-3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Согласно п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 01.04.1993 данное здание находилось на балансе ГУК "Т".
Постановлением Правительства РФ от 30.04.1994 N 413 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области передан Тамбовский областной краеведческий музей, в составе имущества которого, на момент принятия данного постановления находилось спорное здание.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления Правительства РФ следует читать как "от 30.04.1993 г."
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что у Тамбовской области в установленном законом порядке возникло право собственности на спорное имущество, в связи с чем исковые требования КУИ Тамбовской области подлежат удовлетворению.
Довод заявителя кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой данности по заявленному требованию, поскольку о нарушении права КУИ Тамбовской области должен был узнать не позднее 17.10.1998, когда КУИ Тамбовской области от имени Российской Федерации заключил договор аренды спорного здания, был известен судам первой и апелляционной инстанций, исследовался ими и обоснованно отклонен в виду не распространения на данное исковое требование срока исковой давности в силу положений ст. 208 Гражданского кодекса РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судебными инстанциями, что в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
В связи с изложенным, а также, принимая во внимание, что нарушений норм материального права или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора и доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 287 ч. 1 п. 1, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2009 по делу N А64-7193/08-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с его момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.
...
Постановлением Правительства РФ от 30.04.1994 N 413 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Тамбовской области" в государственную собственность Тамбовской области передан Тамбовский областной краеведческий музей, в составе имущества которого, на момент принятия данного постановления находилось спорное здание.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой данности по заявленному требованию, поскольку о нарушении права КУИ Тамбовской области должен был узнать не позднее 17.10.1998, когда КУИ Тамбовской области от имени Российской Федерации заключил договор аренды спорного здания, был известен судам первой и апелляционной инстанций, исследовался ими и обоснованно отклонен в виду не распространения на данное исковое требование срока исковой давности в силу положений ст. 208 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 декабря 2009 г. N А64-7193/08-7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании