Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 декабря 2009 г. N А35-3126/09-С22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьего лица: ЗАО "К" - Б.Ю.В. - представителя (дов. от 27.05.2009, пост.); ОАО "М" - А.Р.А. - юрисконсульта (дов. от 13.07.2009 N Р-352-09, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу Администрации Курского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А35-3126/09-С22, установил:
Администрация Курского района Курской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 13.02.2009 по делу N 02/08-02-2009.
Решением суда от 10.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 решение суда от 10.06.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление судов и принять новое решение об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей ЗАО "К" (далее - ЗАО), ОАО "М" (далее - Общество, ОАО), кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, Обществом установлено на территории Курского района 4 объекта сотовой связи, между ним и Администрацией заключен договор аренды от 17.10.2007 N 132 земельного участка, расположенного в д. Полевая Курского района (площадь участка 400 кв. м), размер арендной платы составил 1200 рублей в год.
ЗАО на территории Курского района установлено 3 объекта сотовой связи (антенно-мачтовых сооружения) и с Администрацией заключен договор аренды от 25.07.2008 N 89 земельного участка, расположенного в д. Ворошнево Курского района (площадью 150 кв. м), арендная плата составила 450 рублей в год.
26.03.2008 Администрацией принято постановление N 200 "О порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Курского района Курской области", которым установлен коэффициент 50 к базовой ставке арендной платы за земельные участки, арендуемые в целях эксплуатации объектов сотовой связи (антенно-мачтовых сооружений, необходимых для оказания услуг сотовой радиотелефонной связи), в том числе, для Общества и ЗАО.
По результатам рассмотрения заявлений Общества и ЗАО 13.02.2009 Управлением принято решение о признании Администрации, нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части необоснованного повышения в 2008 году размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для эксплуатации и обслуживания объектов сотовой связи в части создания препятствия нормальной хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов - операторов сотовой связи, а также создания дискриминационных условий деятельности для операторов сотовой связи по сравнению с иными операторами связи, что может привести к ограничению конкуренции и выдано предписание о внесении изменений в постановление от 26.03.2008 N 200 в части установления коэффициентов к ставке арендной платы за земельные участки, предоставленные для эксплуатации объектов связи, в целях приведения данного правового акта в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.
Считая, что указанные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают ее права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решения населении непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по определению размера арендной платы следуют из пункта 2 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 15 Закона N 131-ФЗ.
В соответствии с постановлением от 26.03.2008 N 200 размер арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Курского района, арендодателем которых выступает Администрация, рассчитывается как произведение ставки арендной платы на площадь земельного участка, предоставленного в аренду. Ставка арендной платы устанавливается в расчете на год в рублях за единицу площади земельного участка (1 кв. м) и рассчитывается по формуле:
Ас = УПКСЗ х Кви х Ка,
где УПКСЗ - удельный показатель кадастровой стоимости земли соответствующего вида использования,
Кви - коэффициент вида разрешенного использования земельных участков,
Ка - коэффициент дифференциации по видам деятельности арендаторов.
Установление коэффициента дифференциации по видам деятельности арендаторов равного 50 автоматически влечет увеличение размера арендной платы за землю.
В соответствии с постановлением от 26.03.2008 N 200 размер арендной платы за земельный участок, предоставленный Обществу в 2008 году составляет 849000 рублей, а ЗАО - 118200 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 01.05.2004 N 209-О требование об экономическом обосновании устанавливаемых коэффициентов является обязательным и при отсутствии единых правил дифференциации базовых ставок арендной платы, такая дифференциация не должна осуществляться органами местного самоуправления произвольно, а должна основываться на анализе и оценке экономических, природных, и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату определения N 209-О следует читать как "от 11.05.2004 г."
Поскольку Администрацией ни в антимонопольный орган, ни в суд не было представлено доказательств экономического обоснования установления коэффициента по постановлению от 26.03.2008 N 200, то суд пришел к обоснованному выводу, что орган местного самоуправления не обосновал законность установления для земель, используемых для размещения объектов сотовой связи, коэффициента, учитываемого при исчислении арендной платы за землю, в многократно превышающего значение того же коэффициента, действовавшего на те же земельные участки в предыдущие годы.
Все это свидетельствует о нарушении Администрацией требований ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ, согласно которым органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам Администрации по рассматриваемым вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней по существу, повторяется все то, на что заявитель жалобы ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.06.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А35-3126/09-С22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 декабря 2009 г. N А35-3126/09-С22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании