Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 января 2010 г. по делу N А48-2011/2009
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2009 г. N А48-2011/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 г. по делу N А48-2011/2009, установил:
Индивидуальный предприниматель Б.О.В. (далее - предприниматель, ИП Б.О.В.) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее - Управление) от 03.02.2009 г. N 46 и N 47.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2009 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено постановление Управления от 03.02.2009 г. N 47 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 г. решение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2009 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты в части удовлетворенных требований, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, сотрудником Управления в ходе проверки торгового павильона, расположенного по адресу: Орловская область, п. Долгое, Привокзальная площадь, в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Б.О.В., установлено, что предпринимателем при реализации обуви нарушены пункты 8, 9, 10, 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55: отсутствует книга отзывов и предложений, предоставляемая покупателям по их требованию; отсутствуют сами Правила продажи отдельных видов товаров, которые в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей; отсутствует вывеска с указанием ФИО индивидуального предпринимателя, места его нахождения (юридический адрес) и режима работы; отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники с указанием наименования товара, цены за единицу, подписи материально ответственного лица, даты оформления ценников. Кроме этого, в нарушение статей 7, 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" выявлена реализация 29 пар обуви с полным отсутствием маркировки, в связи с чем, не представилось возможным идентифицировать товар с документами, подтверждающими качество и безопасность для жизни и здоровья людей (сертификатами соответствия, декларациями о соответствии), что зафиксировано в акте от 22.01.2009 г. N 31.
В связи с выявленными фактами нарушений в день проверки, 22.01.2009 г., сотрудником Управления составлены два протокола об административных правонарушениях N 24 и N 25.
В протоколе N 25 отражено, что 22.01.2009 г. в торговом павильоне, расположенном по адресу: Орловская область, п. Долгое, пл. Привокзальная, ИП Б.О.В. допустила нарушение статей 7, 10 Закона "О защите прав потребителей" в части реализации промышленных товаров без документов, подтверждающих качество и безопасность для жизни и здоровья людей (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии), тем самым, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Из второго протокола N 24 видно, что ИП Б.О.В. допущены нарушения Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55: отсутствуют книга отзывов и предложений, сами Правила продажи отдельных видов товаров, вывеска с указанием ФИО индивидуального предпринимателя, места его нахождения (юридический адрес) и режима работы, единообразные и четко оформленные ценники с указанием наименования товара, цены за единицу, подписи материально ответственного лица, даты оформления ценников. Указанные нарушения образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении Управлением вынесены постановления от 03.02.2009 г. N 46 и N 47, в соответствии с которыми ИП Б.О.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4000 руб. и по ст. 14.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Не согласившись с постановлениями Управления, ИП Б.О.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 и ст. 14.15 КоАП РФ подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений со стороны административного органа не допущено, однако посчитал, что административным органом необоснованно не применены правила ч. 2 статьи 4.4 КоАП РФ, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
При этом обе судебные инстанции исходили из следующего.
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до трех тысяч рублей на основании ст. 14.15 КоАП РФ.
Правила продажи отдельных видов товаров, устанавливающие общие требования продажи отдельных видов товаров, а также специальные правила продажи продовольственных и непродовольственных товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55.
В соответствии с п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила) продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
Правила продажи отдельных видов товаров в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей (п. 9 Правил).
В силу п. 10 Правил продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Пункт 19 Правил обязывает продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Нарушение указанных пунктов Правил установлено актом проверки и зафиксировано в протоколе об административном правонарушении N 24.
Таким образом, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что индивидуальный предприниматель Б.О.В. нарушила Правила продажи отдельных видов товаров, не осуществив должный контроль за соблюдением данных требований, предъявляемых законодателем к осуществлению торговли, ответственность за нарушение которых установлена ст. 14.15 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии, обязательной сертификации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п. 3 ст. 20 указанного Федерального закона
В соответствии с Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013, обувь кожаная, юфтевая, хромовая и с верхом из текстильных материалов, войлока или фетра; обувь с верхом из синтетических материалов; обувь резиновая; обувь комбинированная (кроме товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией о соответствии), подлежит обязательному сертифицированию.
Из Перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 766, видно, что декларации о соответствии должны иметь обувь спортивная резиновая и резинотекстильная; обувь детская валенная грубошерстная; обувь из юфти (кроме детской), обувь домашняя и дорожная (кроме детской); обувь модельная, обувь повседневная из синтетических и искусственных кож (кроме специальной и детской), обувь повседневная из кожи и комбинированная с текстильными материалами.
Как видно из материалов административного дела и установлено судом, ИП Б. осуществляла реализацию обуви. При этом без сертификатов соответствия, деклараций о соответствии предложены к продаже сапоги женские - 17 пар, туфли женские - 5 пар, туфли мужские - 5 пар, ботинки мужские - 2 пар.
Таким образом, ИП Б.О.В. допущены нарушения статей 7 и 10 Закона "О защите прав потребителей" в части реализации промышленных товаров (обуви в общем количестве 29 пар на общую сумму 56650 руб.) без документов, подтверждающих качество и безопасность для жизни и здоровья людей (сертификатов соответствия, деклараций о соответствии) и маркировки, что свидетельствует о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.
Согласно части 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Суды правомерно посчитали, что индивидуальным предпринимателем совершено одно действие, содержащее разные составы административных правонарушений, - реализация обуви без сертификатов соответствия или декларации о соответствии и с нарушением иных правил продажи (пунктов 8, 9, 10, 19 Правил продажи отдельных видов товаров). Ответственность за допущенные правонарушения предусмотрена двумя статьями КоАП РФ (ч. 2 ст. 14.4 и ст. 14.15 КоАП РФ). Правонарушения установлены в одно время, одним и тем же должностным лицом, дела о привлечении к административной ответственности рассмотрены в одно время, одним и тем же административным органом.
При таких обстоятельствах, административное наказание должно быть назначено по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то есть в пределах санкции ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание за совершенные правонарушения.
В силу изложенного, суд обоснованно признал незаконным и отменил постановление Управления от 03.02.2009 г. N 47.
Довод Управления о том, что совершенные предпринимателем правонарушения имеют различную объективную сторону, в связи с чем при рассмотрении каждого протокола об административном правонарушении необходимо выносить постановление по делу об административном правонарушении, рассматривался судами и правомерно отклонен как неосновательный.
Поскольку по настоящему делу судами правильно применены нормы материального права и не выявлено процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а доводы заявителя кассационной жалобы - отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.05.2009 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2009 г. по делу N А48-2011/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 января 2010 г. по делу N А48-2011/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании