Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 3 февраля 2010 г. по делу N А23-1764/09А-11-67
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 мая 2010 г. N ВАС-13103/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от административного органа - З.Ю.Л. - представителя (дов. от 29.01.2010 N ОР-174-10/03), от Министерства природных ресурсов Калужской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев на основании определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2009 г. N ВАС-13103/09 заявление общества с ограниченной ответственностью "М", направленное в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 18.06.2009 г. по делу N А23-1764/09А-11-67, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "М" (далее - ООО "М", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального отдела N 1 Управления охраны окружающей среды, административно-технического и экологического контроля Министерства природных ресурсов Калужской области г. Калуга от 13.04.2009 г. N 04/2.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 18.06.2009 г. по делу N А23-1764/09А-11-67 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной и кассационной инстанциях дело не рассматривалось.
ООО "М" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 18.06.2009 г. по делу N А23-1764/09А-11-67.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2009 г. N ВАС-13103/09 ООО "М" отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А23-1764/09А-11-67 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 18.06.2009 г.
Вместе с тем, судебная коллегия посчитала, что по данному делу имеются основания для проверки в порядке кассационного производства правильности применения судом первой инстанции норм права и доводов заявителя о том, что оспариваемый судебный акт принят без учета правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08 по делу N А32-330/2008-13/3-3АЖ Арбитражного суда Краснодарского края, в связи с чем дело направлено в арбитражный суд кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Министерства, обсудив доводы общества, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как видно из материалов дела, должностным лицом территориального отдела административно-технического и экологического контроля N 1 Управления охраны окружающей среды административно-технического и экологического контроля Министерства природных ресурсов Калужской области проведена внеплановая проверка деятельности ООО "М" по вопросу соблюдения установленных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что обществом допущено ряд нарушений, в том числе не исполнена обязанность по исчислению и уплате (внесению) в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления) за 2008 год, тогда как в процессе осуществления обществом розничной торговли продовольственными товарами в арендованных зданиях магазинов, расположенных по адресам: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Л., д. 2, ул. К., д. 5 и ул. К., д. 12а, образуются следующие отходы: мусор от бытовых помещений, отходы упаковочной бумаги и картона, мусор от уборки территорий и помещений. Для сбора, накопления и хранения образовавшихся отходов общество использует урны а также специализированные контейнеры, арендованные у МУП "М" Вывоз отходов производства и потребления, образовавшихся у ООО "М", осуществляется МУП "М"
По результатам проверки административным органом составлен акт от 07.04.2009 г. N 1-1-3/2 и протокол об административном правонарушении от 09.04.2009 г. N 3-1-4/2, в котором отражено, что обществом нарушены п. 1 ст. 16 и п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п. 5, 6 и 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632, п. 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. N 557.
Постановлением главного специалиста территориального отдела административно-технического и экологического контроля N 1 Управления охраны окружающей среды административно-технического и экологического контроля - государственного инспектора Калужской области по охране природы от 13.04.2009 г. N 04/2 ООО "М" привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, исходя из положений ст. 1, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 1, ст. 4, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сделал вывод о том, что ООО "М", имеющая в процессе осуществления торговой деятельности такие отходы, как мусор от бытовых помещений, отходы упаковочной бумаги и картона, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду, является собственником таких отходов и лицом, ответственным за размещение своих отходов, следовательно, обязано в установленном порядке вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку общество не исполнило эту обязанность, привлечение его к ответственности признано обоснованным.
Однако судом не учтено следующее.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Суд указал, что в процессе осуществления торговой деятельности ООО "М" образуются такие отходы, как мусор от бытовых помещений, отходы упаковочной бумаги и картона, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Однако из материалов дела не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Помимо этого, в соответствии с положениями статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Административный орган, отразив в протоколе и постановлении, что негативное воздействие на окружающую среду происходит из-за размещения обществом отходов от осуществляя торговой деятельности, не обосновал связь такой деятельность с негативным воздействием на окружающую среду применительно к понятию "размещение отходов", не установил, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены.
Таким образом, административный орган привлек общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования.
Данный правовой подход, изложенный в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 г. N 14561/08, судом не был принят во внимание при разрешении возникшего спора.
Поскольку принятое по делу решение нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, оно подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Министерства на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08 является безосновательной, поскольку указанные судебный акт принят с учетом иных фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении указанного дела.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 18.06.2009 г. по делу N А23-1764/09А-11-67 отменить.
Заявленное требование общества с ограниченной ответственностью "М" удовлетворить.
Постановление главного специалиста территориального отдела административно-технического и экологического контроля N 1 Управления охраны окружающей среды административно-технического и экологического контроля - государственного инспектора Калужской области по охране природы З.Ю.Л. от 13.04.2009 г. N 04/2 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный орган, отразив в протоколе и постановлении, что негативное воздействие на окружающую среду происходит из-за размещения обществом отходов от осуществляя торговой деятельности, не обосновал связь такой деятельность с негативным воздействием на окружающую среду применительно к понятию "размещение отходов", не установил, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены.
Таким образом, административный орган привлек общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного обществом требования.
Данный правовой подход, изложенный в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 г. N 14561/08, судом не был принят во внимание при разрешении возникшего спора.
...
Ссылка Министерства на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 N 8672/08 является безосновательной, поскольку указанные судебный акт принят с учетом иных фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении указанного дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 февраля 2010 г. по делу N А23-1764/09А-11-67
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании