В соответствии с планом работы Федерального арбитражного суда Центрального округа на первое полугодие 2008 года проведено обобщение судебной практики по делам, связанным с применением ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.16 КоАП РФ.
Статьей 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Указанная статья Кодекса состоит из четырех частей, определяющих четыре самостоятельных состава правонарушения.
За проверяемый период (2007 г. и 1 квартал 2008 г.) не установлено поступления в Федеральный арбитражный суд Центрального округа кассационных жалоб на судебные акты арбитражных судов по делам, связанным с применением административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч.ч. 1, 4 ст. 14.16 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за розничную продажу этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов.
Частью 4 указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Таким образом, обобщение судебной практики проведено по делам, связанным с применением ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч.ч. 2 и 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей, предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке не соответствующих установленным законом требованиям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Дела этой категории рассматривают судьи арбитражных судов, которым предоставлены полномочия на основании ст. 23.1 КоАП РФ привлекать виновных лиц (юридических) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
При рассмотрении дел этой категории суды обоснованно учитывают требования статьи 10.2, в которой дан перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в соответствии с которой запрещается поставка или розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
При полном отсутствии документов, сопровождающих легальный оборот алкогольной продукции либо отсутствии одного из этих документов и непредставлении их административному органу, проводящему проверку, или же арбитражному суду, рассматривающему дело, применяется ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Арбитражные суды, рассматривающие дела об административных правонарушениях, совершенных при указанных обстоятельствах, правильно применяли нормы материального права и отмен либо изменений судебных актов по этим мотивам не имелось.
Различная судебная практика складывалась по делам, связанным с применением ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в случаях поставки или розничной продажи продукции без надлежаще оформленных товаросопроводительных документов.
В частности, действия виновных лиц, связанные с незаполнением продавцом алкогольной продукции одного из разделов справки к товаротранспортной накладной (на отечественную продукцию) либо справки к грузовой таможенной декларации (на импортную алкогольную продукцию), судами квалифицировались как по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, признавая справку товаротранспортным документом, так и по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, считая это нарушением иных правил розничной продажи алкогольной продукции (дело N А62-2567/2007, N А64-1374/07-4).
Подобная практика складывалась и у судей Федерального арбитражного суда Центрального округа при принятии постановлений по проверке законности судебных актов арбитражных судов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19.02.2008 г. N 13646/07 по заявлению ООО "Торгово-промышленный центр "П" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2007 г. по делу N А54-754/2007-С18 сделаны следующие выводы и обоснования по квалификации правонарушений, связанных с ненадлежащим оформлением справки к товаротранспортной накладной.
Административная ответственность по части 2 ст. 14.16 КоАП РФ наступает при розничной продаже алкогольной продукции без справки к товаротранспортной накладной.
Один лишь факт ненадлежащего оформления правой части раздела "Б" справки к товаротранспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и, в связи с этим, не образует состава правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Указанное нарушение не образует состава правонарушения и по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку административная ответственность по названной статье наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
После ознакомления с указанным постановлением Президиума ВАС РФ, вышеизложенная судебная практика применения норм ст. 14.16 КоАП РФ принята за основу и судьями Федерального арбитражного суда Центрального округа.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами административных органов.
В связи с этим категория дел, рассматриваемых арбитражными судами, связана с оспариванием постановлений административного органа о привлечении юридических лиц к административной ответственности.
При оценке законности оспариваемых актов административных органов суды обоснованно учитывают положения Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55.
По рассмотренным делам к наиболее распространенным видам правонарушений, подпадающим под действие ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, относятся:
- отсутствие в торговой точке на момент проведения контролирующими органами проверки товаросопроводительных документов на алкогольную продукцию,
- отсутствие надлежащим образом оформленных ценников (прейскуранта цен) на реализуемую алкогольную продукцию.
Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 55, содержат исчерпывающий перечень требований, который продавец обязан соблюдать при розничной продаже алкогольной продукции, поэтому, в целом суды правильно квалифицируют объективную сторону правонарушения.
По отдельным делам (N А35-4321/07-С20, А62-585/2007) судами допущено неправильное применение положений указанного нормативного акта.
В частности, по указанным делам суды пришли к выводу об отсутствии в действиях продавца состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в связи с тем, что документы на алкогольную продукцию, отсутствовавшие в торговой точке на момент проведения проверки, в дальнейшем были представлены контролирующему органу до составления протокола об административном правонарушении.
Такие выводы суда являются ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки к ТТН, копию справки к ГТД.
Пунктом 12 названных Правил на продавца возлагается обязанность ознакомить покупателя по его требованию с перечисленными документами.
Обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника предусмотрена п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров.
Дальнейшее устранение перечисленных нарушений не освобождает виновное лицо от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Статьей 14.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров.
Поскольку административная ответственность за нарушение правил продажи алкогольной продукции установлена специальной нормой ст. 14.16 КоАП РФ, то к виновным лицам должна применяться ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Факты неправильного применения судами закона при конкуренции общей и специальной нормы также имели место (дело N А62-2817/2007).
Других системных нарушений, допускаемых судами при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.16 КоАП РФ, при обобщении судебной практики не установлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка обобщения судебной практики по делам, связанным с применением ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.16 КоАП РФ
Документ размещен на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа: http://fasco.arbitr.ru/