Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 6 мая 2010 г. N Ф10-1692/10 по делу N А08-9181/2009-17
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - Л.В.Г. - представителя (доверенность от 26.04.2010 N Д-БЛ/20/128, постоянная), от Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 3-его лица: ООО "Б" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А08-9181/2009-17, установил:
Открытое акционерное общество "М" в лице филиала "Б" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее - Управление, УФРС) по отказу в государственной регистрации права собственности на нежилое здание площадью 58,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, ТП-778, и требованием обязать УФРС зарегистрировать право собственности общества на здание трансформаторной подстанции N 778 на основании договора от 19.08.2005 N 22-3228 о долевом участии в строительстве (уточненные требования).
Решением суда от 30.11.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспариваемые действия УФРС по Белгородской области незаконными и обязал Управление зарегистрировать право собственности общества на здание трансформаторной подстанции N 778 на основании договора от 19.08.2005 N 22-3228 о долевом участии в строительстве.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 решение Арбитражного суда от Белгородской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 19.08.2005 между ОАО "Б" и ООО "Б" (далее - Застройщик) заключен договор о долевом участии в строительстве N 22-3228, в соответствии с п. 1 которого общество обязуется принять долевое участие в инвестировании собственными средствами строительства здания трансформаторной подстанции N 778 (далее - ТП-778), общей площадью 58,6 кв. м с оборудованием по Приложению N 1, расположенного в г. Белгороде по проспекту Б. Хмельницкого, 127, которое является частью жилого комплекса, а Застройщик обязуется передать указанную подстанцию с оборудованием в собственность Общества в 30-дневный срок после утверждения акта госкомиссии о сдаче жилого дома в эксплуатацию.
По акту приема - передачи от 01.06.2006 Застройщик передал, а Общество приняло вышеуказанное здание ТП-778.
30 июня 2006 года МУ "М" ООО "Б" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - 13-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и зданием трансформаторной подстанции N 778.
Согласно выписке из протокола заседания Правления ОАО "М" от 25.12.2007 N 1795пр/3 общество реорганизовано в форме присоединения к нему ОАО "Б", ОАО "Б", ОАО "В", ОАО "К", ОАО "К", ОАО "Л", ОАО "О", ОАО "С", ОАО "Т", ОАО "Т", ОАО "Я".
11 августа 2009 года Общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание ТП-778.
Управление в уведомлении от 04.09.2009 сообщило обществу о приостановлении государственной регистрации права, указав на необходимость представления в установленные сроки следующих документов: документ, подтверждающий отвод земельного участка под строительство заявленного объекта недвижимости, разрешение на строительство, документ на завершенный объект недвижимости, документы, подтверждающие правопреемство ОАО "М" в результате реорганизации в форме присоединения к нему ОАО "Б".
В связи с непредставлением перечисленных документов, Управление 07.10.2009 отказало Обществу в государственной регистрации объекта недвижимости.
Считая отказ УФРС незаконным, заявитель обжаловал его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) государственных органов могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Исходя из смысла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В порядке п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2, п. 3 ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Застройщик передает разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения такого разрешения.
Согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В силу п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Пунктом 11 Приказа Минюста РФ N 233 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения" предусмотрено, что если документ ранее представлялся в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, то повторное представление не требуется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом в Управление представлены следующие документы: сведения о реорганизации ОАО "М" в форме присоединения, договор о долевом участии в строительстве от 19.08.2005 N 22-3228, акт приема - передачи здания трасформаторной подстанции от 01.06.2006, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.06.2006, технический паспорт здания (строения) от 21.09.2005. Помимо этого, застройщиком - ООО "Б" в комплекте документов для государственной регистрации права дольщиков представлено разрешение на строительство N 45/04, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Указанные обстоятельства Управлением не оспариваются.
Оценив и исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ УФРС по Белгородской области противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ОАО "МРСК Центра в лице филиала "Б" на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы Управления, явившиеся обоснованием его позиции, они явились предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора и оснований для переоценки установленных судом обстоятельств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у кассационной коллегии не имеется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.11.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А08-9181/2009-17 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В силу п. 1 ст. 25 Закона о государственной регистрации право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Пунктом 11 Приказа Минюста РФ N 233 "Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения" предусмотрено, что если документ ранее представлялся в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, то повторное представление не требуется."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 мая 2010 г. N Ф10-1692/10 по делу N А08-9181/2009-17
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании