Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 7 мая 2010 г. N Ф10-50/09 по делу N А48-4385/05-3
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 сентября 2010 г. N ВАС-11234/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление ФАС ЦО от 26 февраля 2009 г. N А48-4385/05-3 (Ф10-50/09(2)) и определения ФАС ЦО от 18 февраля 2009 г. N Ф10-50/09 по делу N А48-4385/05-3, от 10 марта 2009 г. N А48-4385/05-3 (Ф10-50/09), от 30 марта 2009 г. N А48-4385/05-3 (Ф10-50/09(4))
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: С.В.М., генерального директора (удостоверение N 0001 выдано 01.06.2009), М.М.В., адвоката (доверенность б/н от 20.08.2008), от ответчиков: ОГУП "О" - Д.Е.А. - ведущего специалиста юридического отдела (доверенность N 1-Д от 11.01.2010), ОГУ "О" - не явились, извещены надлежаще, от третьего лица: Департамент финансовой политики Орловской области - Г.Р.М. - ведущего специалиста (доверенность N 2 от 11.01.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "М" на решение Арбитражного суда Орловской области от 16 октября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 года по делу N А48-4385/05-3, установил:
Открытое акционерное общество "М" обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к ОГУП "О" и ОГУ "О" о взыскании 25 701 257 руб. задолженности по договору подряда N 85/1 от 12.08.2002 г.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные исковые требования и просил взыскать с ответчика 20 989 986 руб. задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансовой политики Орловской области.
Определением от 30 августа 2005 года арбитражным судом утверждено мировое соглашение.
05.06.2008 ОГУ "О" обратилось в арбитражный суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного листа.
Определением арбитражного суда от 20.06.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2008 указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
22.08.2008 ОГУ "О" обратилось в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.
Определением арбитражного суда от 16.09.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2008 указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
21.08.2008 ОГУ "О" обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение условий мирового соглашения от 30.08.2005.
Определением арбитражного суда от 03.10.2008 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 указанное определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.10.2008 определение Арбитражного суда Орловской области от 30.08.2005 об утверждении мирового соглашения отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении 09.10.2009 истец изменил основание иска обосновав свои требования нарушением ответчиком государственного контракта N 2РС/ТБ от 07.04.2003, заключенного между ОАО "М" и ОГУ "О", при этом просит суд взыскать с ОГУ "О" в пользу ОАО "М" 298 986 руб. задолженности по оплате выполненных работ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.10.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ОАО "М" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения суда от 16.10.2009 и постановления арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009, как незаконных и направить дело на новое рассмотрение.
При этом заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ОГУ "О" возражал против доводов кассационной жалобы, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, арбитражный кассационный суд находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.04.2003 между ОГУ "О" и ОАО "М" был заключен Государственный контракт N 2 РС/ТБ на выполнение полного комплекса работ по ремонту мостового перехода через реку Сосна (с подходами) на автодороге Орел-Тамбов-Викторовка в Ливенском районе Орловской области - 174, 37 п.м./0, 683 км.
Полагая, что ОГУ "О" не выполнена обязанность по оплате задолженности в сумме 20 298 986 руб. за выполненные работы в рамках заключенного государственного контракта, ОАО "М" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд, исходили из необоснованности заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают указанные выводы суда и не образуют оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2.1 контракта финансирование работ, подлежащих выполнению, составляет 67 373 000 руб. (с учетом НДС), в том числе под программу в 2003 году - 4 680 000 руб.
Финансирование работ осуществляется за счет бюджета Территориального дорожного фонда Орловской области на 2003 год и в соответствии с утвержденной постановлением Коллегии администрации Орловской области от 01.04.2003 N 59 "Областной адресной инвестиционной программой на 2003 год".
Заказчик осуществляет финансирование работ по контракту по мере поступления средств из областного бюджета на эти цели, в пределах остановленных лимитов капитальных вложений по объекту, утвержденной программы.
В соответствии с п. 2.3 контракта заказчик производит расчеты с подрядчиком за выполненные и принятые работы в течение 5-ти банковских дней с даты поступления средств на счет заказчика из областного бюджета, предназначенных на финансирование работ, предусмотренных настоящим контрактом.
Оплата работ производится на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), подписанных сторонами.
В пункте 3.1.1 предусмотрено, что заказчик обязан своевременно оплачивать выполненные работы при условии поступления на расчетный чет заказчика средств из областного бюджета, предназначенных на финансирование работ, предусмотренных настоящим контрактом.
Пункт 5.1 предусматривает начало работ - март 2003 года, окончание работ - сентябрь 2003 года, а также условие о том, что сроки отдельных этапов выполнения работ определяются на 2003 год календарным графиком производства работ.
В соответствии с пунктом 6.1. контракта приемке и оплате подлежат выполненные в течение месяца работы, предусмотренные настоящим контрактом в соответствии с календарным графиком производства работ.
Пункт 6.6 контракта предусматривает, что заказчиком не принимаются и не оплачиваются любые виды работ и затрат, произведенных генподрядчиком сверх установленной стоимости работ по настоящему контракту и лимитов капитальных вложений на 2003 год, утвержденных программой по объекту.
На основании вышеперечисленных условий контракта выполнению, приемке и оплате подлежали только работы, предусмотренные бюджетом на 2003 год, а именно на определенную "Областной адресной инвестиционной программой на 2003 год" сумму в 4 680 000 руб.
Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 29.12.2003 N 195 "О корректировке программы строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог Орловской области на 2003 год" стоимость работ, подлежащих выполнению в 2003 году по объекту: "мост через р. Сосна на а/д Орел-Тамбов-Викторовка-Петровка", предусмотрена в размере 4 680 000 руб.
В соответствии с условиями контракта и объемами бюджетного финансирования в 2003 году ОАО "М" выполнило, а ОГУ "О" приняло и оплатило работы на сумму 4 680 000 руб.
23.04.2004 между ОГУ "О" и ОАО "М" было заключено дополнительное соглашение N 1 к Государственному контракту N 2-РС/ТБ от 07.04.03.
В соответствии с условиями указанного соглашения: п. 1 - стоимость работ, подлежащих выполнению в 2004 году, составляет 5 000 000 руб. с учетом НДС, финансирование работ осуществляется за счет бюджета Территориального дорожного фонда Орловской области на 2004 год (статьи расходов "Затраты на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования"); п. 2 заказчик осуществляет финансирование работ по контракту по мере поступления средств из областного бюджета на эти цели, в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств на 2004 год; п. 4 подрядчик выполняет работы в объеме фактического бюджетного финансирования по объекту ремонта в 2004 году; заказчиком не принимаются и не оплачиваются любые виды работ и затраты, произведенные подрядчиком сверх установленной стоимости работ по настоящему дополнительному соглашению.
В соответствии с Областной адресной инвестиционной программой на 2004 год, утвержденной Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 26.03.2004 N 58, стоимость работ, подлежащих выполнению в 2005году по объекту: "мост через р. Сосна на а/д Орел-Тамбов-Викторовка-Петровка", составляет 5000000 руб.
28.12.2004 Постановлением Коллегии администрации Орловской области N 192 "О корректировке областной адресной инвестиционной программы на 2004 год" в Программу были внесены изменения, в соответствии с которыми стоимость работ, подлежащих выполнению в 2004 году по объекту: "мост через р. Сосна на а/д Орел-Тамбов-Викторовка-Петровка" составила 3 000 008 руб.
15.11.2004 между ОГУ "О" и ОАО "М" было заключено дополнительное соглашение N 2 к Государственному контракту N 2-РС/ТБ от 07.04.2003.
В соответствии с условиями указанного соглашения: п. 1 cтоимость работ, подлежащих выполнению в 2004 году, составляет 3 000 008 рублей с учетом НДС, финансирование работ осуществляется за счет бюджета Территориального дорожного фонда Орловской области на 2004 год (статьи расходов "Затраты на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования"); п. 2 заказчик осуществляет финансирование работ по контракту по мере поступления средств из областного бюджета на эти цели, в пределах, установленных лимитов бюджетных обязательств на 2004 год; п. 4 подрядчик выполняет работы в объеме фактического бюджетного финансирования по объекту ремонта в 2004 году; - заказчиком не принимаются и не оплачиваются любые виды работ и затраты, произведенные подрядчиком сверх установленной стоимости работ по настоящему дополнительному соглашению.
На основании вышеперечисленных условий контракта (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 23.04.04 и N 2 от 15.11.2004), выполнению, приемке и оплате подлежали только работы, предусмотренные бюджетом на 2004 год, а именно на определенную бюджетом Территориального дорожного фонда Орловской области на 2004 год (статьи расходов "Затраты на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования") сумму в 3000008 руб.
Работы на указанную сумму были выполнены, приняты и полностью оплачены, что подтверждается: актом формы КС-2 и справка формы КС-3 за май 2004 года на сумму 1000 014 руб., актом формы КС-2 и справка формы КС-3 за июль 2004 года на сумму 700 219 руб., актом формы КС-2 и справка формы КС-3 за август 2004 года на сумму 632 994 руб., актом формы КС-2 и справка формы КС-3 за сентябрь 2004 года на сумму 666 781 руб., платежным поручением N 491 от 15.04.0204 на сумму 450 000 руб., платежным поручением N 600 от 29.04.04 на сумму 250 000 руб., платежным поручением N 762 от 24.05.04 на сумму 300 000 руб., платежным поручением N 851 от 31.05.04 на сумму 350 000 руб., платежным поручением N 1586 от 31.08.04 на сумму 743 227 руб., платежным поручением N 2528 от 23.12.04 на сумму 906 781 руб.
В соответствии с условиями контракта и объемами бюджетного финансирования в 2004 году ОАО "М" выполнило, а ОГУ "О" приняло и оплатило работы на сумму 3 000 008 руб.
05.04.2005 между ОГУ "О" и ОАО "М" было заключено дополнительное соглашение N 3 к Государственному контракту N 2-РС/ТБ от 07.04.2003 г.
В соответствии с условиями указанного соглашения: п. 1 - стоимость работ, подлежащих выполнению в 2005 году, составляет 1 000 000 руб. с учетом НДС, финансирование работ осуществляется за счет бюджета Территориального дорожного фонда Орловской области на 2004 год (статьи расходов "Затраты на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования"); п. 2 заказчик осуществляет финансирование работ по контракту по мере поступления средств из областного бюджета на эти цели, в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств на 2004 год; п. 4 подрядчик выполняет работы в объеме фактического бюджетного финансирования по объекту ремонта в 2004 г.; заказчиком не принимаются и не оплачиваются любые виды работ и затраты, произведенные подрядчиком сверх установленной стоимости работ по настоящему дополнительному соглашению.
На основании вышеперечисленных условий контракта (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 23.04.2004, N 2 от 15.11.2004 и N 3 от 05.04.2005), выполнению, приемке и оплате подлежали только работы, предусмотренные бюджетом на 2005 год, а именно на определенную бюджетом Территориального дорожного фонда Орловской области на 2004 год (статьи расходов "Затраты на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования" в сумме 1 000 000 руб.
В соответствии с Программой строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог Орловской области на 2005 год, утвержденной Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 20.05.05 N 87, стоимость работ, подлежащих выполнению в 2005 по объекту: "мост через р. Сосна на а/д Орел-Тамбов-Викторовка-Петровка", составляет 1 000 000 руб.
В апреле 2005 года были выполнены и приняты работы на сумму 300 095 руб.: - акт формы КС-2 и справка формы КС-3 за апрель 2005 г. на сумму 300095 руб.
Оплата за выполненные и принятые работы была произведена в полном объеме: платежное поручение N 403 от 12.04.05 на сумму 300 000 руб., платежное поручение N 1307 от 29.07.05 на сумму 95 руб.
В сентябре 2005 года были приняты работы на сумму 699905 руб.: - акт формы КС-2 и справка формы КС-3 за сентябрь 2005 г. на сумму 699 905 руб.
Кредиторская задолженность за указанные работы была погашена в 2006 году на основании Постановления Коллегии администрации Орловской области от 09.03.06 г. N 37, что подтверждается платежным поручением N 22 от 06.02.2006 на сумму 299 905 руб. и платежным поручением N 76 от 15.02.2006 на сумму 400 000 руб.
В соответствии с условиями контракта и объемами бюджетного финансирования в 2005 ОАО "М" выполнило, а ОГУ "О" приняло и оплатило работы на сумму 1 000 000 руб.
Из материалов дела видно, что строительство мостового перехода выполнено истцом частично. Акт ввода на объект законченный строительством сторонами не представлен.
Истец не представил актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ формы КС-3 на сумму 20 298 986 руб., подписанных ОГУ "О".
При этом суды обоснованно указали на то, что ОГУ "О" не является правопреемником по финансовым обязательствам ОГУП "О" по ранее заключенному по результатам торгов договору N 85/1 от 12.08.2002 на строительство того же объекта - "мост через р. Сосна на а/д Орел-Тамбов-Викторовка-Петровка".
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, если учреждение выполняет функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, то, в этом случае оно действует от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем, у последнего возникает обязанность по оплате выполненных работ за счет казны муниципального образования в лице соответствующих органов.
Требований к муниципальному образованию о взыскании долга не заявлялось, обстоятельств заключения договора N 85/1 от 12.08.2002 (соответствие признакам государственного или муниципального контракта) не исследовались в виду изменения основания иска.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 16 октября 2009 года и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 года по делу N А48-4385/05-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В апреле 2005 года были выполнены и приняты работы на сумму 300 095 руб.: - акт формы КС-2 и справка формы КС-3 за апрель 2005 г. на сумму 300095 руб.
...
В сентябре 2005 года были приняты работы на сумму 699905 руб.: - акт формы КС-2 и справка формы КС-3 за сентябрь 2005 г. на сумму 699 905 руб.
...
Истец не представил актов приемки выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ формы КС-3 на сумму 20 298 986 руб., подписанных ОГУ "О".
...
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, если учреждение выполняет функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, то, в этом случае оно действует от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем, у последнего возникает обязанность по оплате выполненных работ за счет казны муниципального образования в лице соответствующих органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 7 мая 2010 г. N Ф10-50/09 по делу N А48-4385/05-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании