Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 11 мая 2010 г. по делу N А48-4741/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2010 г. N ВАС-8857/10 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от индивидуального предпринимателя К.Н.С. - Д.И.А. - ведущего специалиста-эксперта (юрисконсульт) юридического отдела (доверенность от 11.01.2010 N 5, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по делу N А48-4741/2009, установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - Учреждение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю К.Н.С. (далее - Предприниматель) о взыскании финансовых санкций в сумме 1008 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 30.10.2009 в удовлетворении заявленных требований Учреждения отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, К.Н.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.08.2006, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 01.04.2009 N 6917.
В связи с непредставлением Предпринимателем сведений о застрахованных лицах до 01.03.2009, Учреждением составлен акт от 01.07.2009 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании.
По результатам рассмотрения указанного акта Учреждением вынесено решение от 29.07.2009 N 4 о привлечении Предпринимателя к ответственности в виде штрафа в сумме 1008 руб. и направлено требование от 29.07.2009 N 4 об уплате финансовых санкций.
Поскольку указанное требование К.Н.С. не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании ст. 16 указанного Закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.
Согласно п.п. 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Указанные сведения страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в силу п. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
С учетом изложенного, суд обоснованно указал, что поскольку Федеральными законами N 27-ФЗ и N 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности следует руководствоваться положениями статей 100, 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в решении Учреждения от 29.07.2009 N 4 не изложены обстоятельства допущенного Предпринимателем правонарушения, а также не дана оценка показателям, содержащимся в декларации и определяющим размер штрафной санкции. Ни в акте от 01.07.2009 N 4, ни в решении от 29.07.2009 N 4 Пенсионный фонд не отразил, в отношении каких застрахованных лиц Предприниматель представил неполные (недостоверные) индивидуальные сведения и в чем конкретно выразилась их неполнота (недостоверность). Иные документы, представленные заявителем, этой информации не содержат.
Кроме того, из требования Управления от 29.07.2009 N 4 об уплате финансовых санкций суды не усмотрели сведений, позволяющих в порядке ст. 69 АПК РФ подтвердить обоснованность взыскания с предпринимателя финансовых санкций в указанном размере.
Доводам, приведенным Учреждением в кассационной жалобе, была дана правовая оценка в ходе рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и их переоценка судом кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ недопустима, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.10.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 по делу N А48-4741/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
С учетом изложенного, суд обоснованно указал, что поскольку Федеральными законами N 27-ФЗ и N 167-ФЗ не определен порядок привлечения страхователя к ответственности, органам Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности следует руководствоваться положениями статей 100, 101, 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 11 мая 2010 г. по делу N А48-4741/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании