Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 19 мая 2010 г. N Ф10-4135/09(2) по делу N А23-3947/08Г-18-277
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2009 г. N А23-3947/08Г-18-277 (Ф10-4135/09)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явился, от ответчика - не явился, от третьих лиц - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Калужской области, г. Калуга, на решение Арбитражного суда Калужской области от 05.03.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А23-3947/08Г-18-277, установил:
Государственная корпорация по атомной энергии "Р" (далее - Госкорпорация "Р"), г. Москва, обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов Калужской области, г. Калуга, о признании недействительным лесного конкурса, состоявшегося 28.12.2006, по предоставлению участков лесного фонда в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (лот N 35 - Ферзиковский лесхоз, Тарусское лесничество: квартал N 19, выдел 13, 14, 17, площадь 2,0 га, срок аренды 49 лет).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по делу выступили Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации "И" (далее - Институт физики высоких энергий), г. Протвино Московской обл., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), г. Москва, Федеральное агентство лесного хозяйства, г. Москва, Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО "П"), г. Москва.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.03.2009 иск удовлетворён.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 решение суда отменено, производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда от 08.10.2009 постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело передано в апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 решение суда первой инстанции от 05.03.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов Калужской области просит состоявшиеся судебные акты отменить, в иске отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права.
Стороны и третьи лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но их представители в суд округа не явились. Министерство природных ресурсов Калужской области ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия названных лиц в силу ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости принятые судебные акты оставить без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в соответствии с приказом Агентства лесного хозяйства по Калужской области от 22.11.2006 N 174 "О выставлении участков лесного фонда на лесной конкурс" в газете "Весть" от 23.11.2006 N 379 (4872) было опубликовано информационное сообщение о проведении лесного конкурса по предоставлению участков лесного фонда в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (лот N 35 - Ферзиковский лесхоз, Тарусское лесничество: квартал N 19, выдел 13, 14, 17, площадь 2,0 га, срок аренды 49 лет).
Согласно протоколу N 284 о результатах лесного конкурса, состоявшегося 28.12.2006, победителем конкурса было признано ООО "П", с которым 29.12.2006 ФГУ "Ф" Агентства лесного хозяйства по Калужской области (арендодатель) подписало договор N 33 аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей площадью 2,0 га, расположенного в Тарусском районе в Тарусском лесничестве в квартале N 19, выдел 13, 14, 17, кадастровый номер 40:20:09:06:00:0000 в границах прилагаемой схемы, на срок 49 лет.
26.02.2007 договор аренды был зарегистрирован в ЕГРП за N 40-40-20/005/2007-326.
Между тем, как усматривается из материалов дела, на вышеназванном участке лесного фонда расположены объекты недвижимости, возведённые в 70-80 годах ХХ века, составляющие базу отдыха "П". Указанные объекты в силу договора от 28.12.1995 закреплены на праве хозяйственного ведения за Институтом физики высоких энергий.
07.10.1999 всё имущество, переданное в хозяйственное ведение Институту физики высоких энергий, в том числе и 39 объектов, составляющих базу отдыха "П", расположенных в Калужской области, Тарусском районе, Очковские горы, внесены в реестр федерального имущества.
17.07.2001 между Ферзиковским лесхозом Калужского управления лесами (арендодатель) и Институтом физики высоких энергий (арендатор) был заключён договор аренды участка лесного фонда, согласно которому арендатору предоставлялся участок площадью 2,0 га, расположенный в Тарусском лесничестве, для культурно-оздоровительных целей (под базу отдыха "П"), на срок 5 лет.
По истечении 5 лет с момента заключения договора аренды спорный участок лесного фонда площадью 2,0 га был выставлен на конкурс по предоставлению в аренду для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, по результатам которого с победителем - ООО "П" заключён договор аренды на этот участок сроком на 49 лет.
После заключения договора аренды ООО "П" потребовало от Института физики высоких энергий сноса строений базы отдыха "П", ссылаясь на создание Обществу препятствий в использовании участка лесного фонда и разработке проекта строений новой базы отдыха.
Ссылаясь на то что Институт физики высоких энергий Указом Президента РФ от 20.03.2008 N 369 включён в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых Госкорпорация "Р", созданная в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Р", осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, что проведение лесного конкурса по предоставлению участков лесного фонда в аренду, состоявшегося 28.12.2006, привело к нарушению прав Госкорпорации "Р" как собственника недвижимого имущества, расположенного на этих участках, Госкорпорация "Р" обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций подробно исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворить требования истца.
В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведённые с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.04.2005 N 103 утверждён Порядок организации и проведения лесных конкурсов, п. 42 которого предусматривает возможность признания лесного конкурса недействительным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что участок лесного фонда, выставленный на торги, находился в аренде у Института физики высоких энергий и, несмотря на окончание срока аренды, не был возвращен арендодателю по акту приема-передачи. Субаренда участков лесного фонда запрещена статьей 31 Лесного кодекса РФ. На торги был выставлен участок лесного фонда, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие другому лицу. Проведение торгов и заключение договора аренды по его результатам привело к ситуации, когда победитель торгов не может пользоваться участком лесного фонда, так как на этом участке расположены объекты недвижимости другого лица, права которого также оказались нарушены.
Поэтому суд по праву признал торги недействительными.
В силу п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечёт недействительность договора, заключённого с лицом, выигравшим торги.
Довод заявителя жалобы о том, что Министерство природных ресурсов Калужской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является правопреемником Агентства лесного хозяйства по Калужской области, несостоятелен.
Согласно ст. 35 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определённой в соответствии со статьями 46 и 47 данного Кодекса.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.06.2004 N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Как следует из материалов дела, территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства на момент проведения спорного конкурса и его организатором являлось Агентство лесного хозяйства по Калужской области, которое впоследствии было ликвидировано на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 30.10.2006 N 202.
В настоящее время полномочия в области лесных отношений в Калужской области принадлежат Министерству природных ресурсов Калужской области, которое как и Агентство лесного хозяйства по Калужской области и Управление лесами Калужской области, действующие ранее, осуществляет полномочия в области лесных отношений и обладает исполнительно-распорядительными и контрольными функциями. И именно Министерство природных ресурсов Калужской области выступает арендодателем по договорам аренды участков лесного фонда.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 05.03.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 по делу N А23-3947/08Г-18-277 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 35 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ лесные конкурсы организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определённой в соответствии со статьями 46 и 47 данного Кодекса.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.06.2004 N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Как следует из материалов дела, территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства на момент проведения спорного конкурса и его организатором являлось Агентство лесного хозяйства по Калужской области, которое впоследствии было ликвидировано на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 30.10.2006 N 202."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19 мая 2010 г. N Ф10-4135/09(2) по делу N А23-3947/08Г-18-277
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании