Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 июля 2010 г. по делу N А23-5512/09Г-8-217
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: Х.У.Н. - представителя (доверенность N 25 от 05.10.2009 г.), от ответчика: Ш.П.И. - старшего помощника начальника отдела по правовой работе (доверенность N 3-2010 от 12.04.2010 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Калужской обл. на решение Арбитражного суда Калужской обл. от 15 января 2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2010 г. по делу N А23-5512/09Г-8-217, установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Г" (далее - МУЗ "Г") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к военному комиссариату Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги и Калужской области о взыскании задолженности по оплате медицинских услуг в сумме 302 795 руб. 23 коп. за июнь-июль 2009 года по договору от 31.03.2009.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2010 года исковые требования удовлетворены частично: с военного комиссариата Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги и Калужской области в пользу МУЗ "Г" взыскана задолженность в сумме 201 962 руб. и расходы по уплате госпошлины в сумме 5 039 руб. 72 коп., в остальной части иска отказано.
В суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства в связи с реорганизацией военного комиссариата Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги и Калужской области путем присоединения к Военному комиссариату Калужской области, последний привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов в части взыскания задолженности в сумме 201 962 руб., нарушение норм материального и процессуального права, Военный комиссариат Калужской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты в указанной части отменить.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая, что принятые по делу судебные акты в части отказа во взыскании 100833 руб. 32 коп. никем из сторон не обжалуются, принятые по делу судебные акты являются предметом рассмотрения арбитражного кассационного суда только в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в части необоснованности выводов суда о размере подлежащих компенсации расходов, неверного применения судами Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также в части нарушения ст. 46 АПК РФ. По иным доводам ответчик свои возражения снял.
Представитель истца с доводами заявителя кассационной жалобы не согласился, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции считает необходимым решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 в части взыскания с Военного комиссариата Калужской области в пользу истца задолженности в сумме 201 962 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, 31.03.2009 между МУЗ "Г" (исполнитель) и военным комиссариатом Октябрьского и Ленинского округов г. Калуги и Калужской области (заказчик) заключен договор, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности по обеспечению участия врачей - специалистов и среднего медицинского персонала в проведении медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу.
Пунктом 2.1 договора установлено, что за выполненную работу заказчик выплачивает исполнителю денежные средства на обеспечение проведения медицинских комиссий, согласно представляемым счетам, включающим в себя перечень работ, указанных в п. 1.1.
Заказчик производит оплату не позднее пяти банковских дней после предоставления счетов на расчетный счет исполнителя (пункт 2.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора срок его действия установлен с 01.04.2009 по 15.07.2009.
МУЗ "Г" исполнило свои обязательства по данному договору надлежащим образом и выставило к оплате соответствующие счета и счета-фактуры на сумму 302 795 руб. 23 коп.
Поскольку ответчик не исполнил обязательства по оплате указанных счетов и счетов-фактур, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая дело, пришли к выводу о правомерности заявленных требовании, указав, что оплате подлежит сумма 201 962 руб. составляющая средний заработок врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, принимавших участие в медицинском освидетельствовании за предъявленный ко взысканию период, поскольку наличие иных расходов в связи с указанными мероприятиями, подлежащих компенсации, материалами дела не подтверждено.
Согласно ст.ст. 6, 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Кассационная коллегия не может признать законными и обоснованными названные судебные акты в обжалуемой части, поскольку они не отвечают указанным требованиям.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132, на военные комиссариаты возложены задачи по организации и проведению мероприятий по постановке граждан на воинский учет и призыву на военную службу, и обеспечению совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу (пункт 11 раздела II).
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом N 53-ФЗ от 28.03.1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации с связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Министерство обороны Российской Федерации определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации обязаны предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно пункту 7 статьи 1 Федеральным законом N 53-ФЗ от 28.03.1998 компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ N 704.
Из положений пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует, что выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Таким образом, затраты, понесенные медицинскими учреждениями в результате медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом их на военную службу, компенсируются военными комиссариатами за счет средств федерального бюджета.
Источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военного комиссариата, - казна - определяется также направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.
Следовательно, военный комиссариат Октябрьского и Ленинского округов г.Калуги и Калужской области при заключении договора от 31.03.2009 г. выступал в качестве государственного заказчика услуг истца не от собственного имени и ни в собственных интересах, а в качестве уполномоченного представителя Российской Федерации.
При названных обстоятельствах суд, рассматривая настоящий спор, неправильно установил основание возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг и лицо, обязанное возместить истцу данные расходы.
Расходы МУЗ "Г" в связи с предоставлением медицинского персонала для участия в военно-врачебной комиссии подлежат компенсации Российской Федерацией, поскольку это прямо предусмотрено названным выше Федеральным законом.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. N 14167/07.
По своей правовой природе данное исковое требование является требованием о возмещении убытков, причиненных бездействием государственных органов или их должностных лиц в соответствии со ст. 16 ГК РФ.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Однако арбитражные суды обоснованно признав, что компенсация понесенных истцом расходов является расходным обязательством Российской Федерации, в нарушение требований вышеуказанных правовых норм взыскал их с военного комиссариата Октябрьского и Ленинского округов г.Калуги и Калужской области.
Согласно части 6 статьи 46 АПК РФ в случае, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
Требования настоящей статьи арбитражным судом не исполнены, что привело к принятию незаконного решения по существу спора и взысканию исковой суммы с ненадлежащего ответчика.
Суды первой и апелляционной инстанция, взыскивая с ответчика денежные средства в сумме 201 962 руб., составляющих средний заработок врачей специалистов и среднего медицинского персонала, принимавших участие в медицинском освидетельствовании за предъявленный ко взысканию период определили правовую природу договора, заключенного между истцом и ответчиком, как договора возмездного оказания услуг.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из толкования указанной нормы права следует, что существенным условием договора данного вида является цена (оплата), а она в договоре от 31.03.2009 г. сторонами не согласована.
Удовлетворяя требования в части взыскания с ответчика 201 962 руб., суды ссылались на постановление Правительства Российской федерации от 01.12.2004 г. N 704, согласно которого компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам - специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия данных лиц в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу.
При этом они исходили из того, что размер подлежащей взысканию с ответчика суммы подтверждается выставленными истцом счетами N 127 от 16.07.2009 на сумму 63 811 руб., N 107 от 01.07.2009 г. на сумму 138 151 руб., а также счетами-фактуры N 14 от 30.07.2009 г. и N 12 от 30.06.2006 г.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к настоящему спору истец обязан доказать обоснованность представленного им расчета, а также представить доказательства, подтверждающие фактически произведенные им расходы по выплате заработной платы медицинскому персоналу. Таких доказательств в нарушение ст. 65 АПК РФ материалы дела не содержат.
Суды не дали оценки доводу ответчика о том, что в предыдущие периоды размер среднего заработка, исчисляемого для оплаты расходов по заработной плате медицинскому персоналу, участвующему в работе медицинской комиссии, являлся завышенным, что подтверждается актом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области от 19.05.2009 года, а требование ответчика подтвердить обоснованность суммы подлежащих компенсации расходов за спорный период истец не исполнил.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о доказанности истцом размера подлежащих компенсации расходов не основан на имеющихся в деле доказательствах.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части взыскания с ответчика в пользу истца задолженности в сумме 201 962 руб., а дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение, при котором суду необходимо в соответствии со ст. 46 АПК РФ разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика соответствующее публично-правовое образование в лице уполномоченного на это органа, дать оценку обоснованности расчета суммы иска и с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, разрешить спор.
Руководствуясь ст.ст.ст. 287 п. 3 ч. 1, 288 ч. 1-3, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Калужской обл. от 15 января 2010 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2010 г. по делу N А23-5512/09Г-8-217 в части взыскания 201 962 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение Арбитражного суда Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
...
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
...
Удовлетворяя требования в части взыскания с ответчика 201 962 руб., суды ссылались на постановление Правительства Российской федерации от 01.12.2004 г. N 704, согласно которого компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам - специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия данных лиц в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 июля 2010 г. по делу N А23-5512/09Г-8-217
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании