Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 21 июля 2010 г. по делу N А68-12021/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Департамента финансов Тульской области - Г.А.Е. - представителя (дов. N 25-11-17/2384 от 23.11.2009, пост.), от ООО "Е" - К.С.А. - представителя (дов. б/н. от 19.07.2010, пост.), Т.С.А. - представителя (дов. б/н. от 19.07.2010, пост.), от Прокуратуры Тульской области - Б.Н.С. - прокурора отдела (дов. N 08/2010 от 09.02.2010, пост.),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2010 по делу N А68-12021/09, установил:
Департамент финансов Тульской области (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением об отзыве действия региональной негосударственной лотереи "К", проводимой ООО "Е" (далее - Общество).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 30.10.2009 заявление Департамента принято к производству, делу присвоен N А68-12021/09.
ООО "Е" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента финансов Тульской области о приостановлении действия региональной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи "К".
Определением Арбитражного суда Тульской области от 05.11.2009 заявление Общества принято к производству, делу присвоен N А68-329/09.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 15.12.2009 указанные дела на основании ч. 2 ст. 130 АПК РФ объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер N А68-12021/09.
В порядке ст. 52 АПК РФ в дело вступила Прокуратура Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2010 в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность принятого судом первой инстанции решения не проверялась.
Департамент обратился с кассационной жалобой на состоявшейся по делу судебный акт, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.
По мнению подателя жалобы, судом не принято во внимание, что в силу ст. 4 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" отношения в области организации и проведении лотерей регулируются не только данным Законом, но и подзаконными нормативными правовыми актами, в частности, Приказом Минфина России N 66н от 09.08.2004 "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей".
При этом Приложением N 4 к указанному Приказу Минфина России установлены Правила проведения стимулирующей лотереи, п. 6 которых предусматривает право уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обратиться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда.
Ограничение данного права свидетельствует о том, что нарушения организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации останутся без правовых последствий.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы иотзывов, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в Департамент финансов Тульской области 08.06.2009 поступило уведомление ООО "Е" о проведении региональной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи "К" с приложением необходимых документов.
По результатам рассмотрения поступивших документов Департаментом принято решение о предоставлении права на проведение данной лотереи на территории Тульской области, 11.06.2009 она внесена в Единый государственный реестр региональных лотерей за номером 12. Срок действия лотереи установлен с 01.07.2009 по 30.06.2010.
В период с 11.09.2009г. по 18.09.2009г. Департаментов финансов Тульской области была проведена внеплановая проверка ООО "Е" по вопросу выполнения условий проведения региональной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи "К", в ходе которой было установлено:
-проведение стимулирующей лотереи "К" осуществлялось организатором ООО "Е" с 01.07.2009 до 27.07.2009 и приостановлено в связи с изъятием лотерейного оборудования сотрудниками правоохранительных органов;
-информация о проведении стимулирующей лотереи "К" с указанием мест проведения опубликована организатором в газете "Тульские известия" N 141 (51) 22.07.2009, т.е. после начала проведения лотереи; в других средствах массовой информации, в т.ч. в Информационном бюллетене "Бизнес и власть" указанная информация не размещалась, что, по мнению Департамента, является нарушением Условий проведения лотереи (приложение N 2);
-призовой фонд сформирован на расчетном счете ООО "Е" в размере 50 000 руб. 11.09.2009, - после начала проведения лотереи, что также, по мнению Департамента, является нарушением Условий стимулирующей лотереи "К", противоречит виду лотереи, а также требованиям ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях";
-ООО "Е" не велся учет невыигравших лотерейных билетов, вследствие чего, по мнению проверяющего органа, невозможно установить количество участников указанной лотереи, количество и информацию о выигравших участниках, размеры выигрышей, что дает возможность участнику неоднократно использовать лотерейный билет для участия в стимулирующей лотерее "К" и является нарушением п. 7 условий указанной лотереи;
-в нарушение ст. 2 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" организатором лотереи ООО "Е" с операторами ООО "И" и ООО "К" заключены не отдельные договоры по каждой лотереи, а общие договора на проведение нескольких лотерей, в частности, региональной негосударственной бестиражной лотереи "Олимпиец", стимулирующей лотереи "К" и иных неуказанных лотерей;
-для проверки не представлены реестры лотерейного оборудования, сертификаты на лотерейное оборудование, используемое указанными операторами при проведении стимулирующей лотереи "К".
Указанные нарушения отражены в акте внеплановой проверки от 18.09.2009.
Руководствуясь Приложением N 4 к Приказу Минфина России N 66н от 09.08.2004, ст.ст. 41, 125 АПК РФ Департамент финансов Тульской области обратился в арбитражный суд с заявлением об отзыве действия региональной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи "К".
Также Департаментом было принято решение от 20.10.2009 о приостановлении действия названной лотереи.
Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд исходил из того, что действие стимулирующей лотереи не основано на властном акте (специальном разрешении) уполномоченного органа, в связи с чем такая лотерея не предполагает возможности ее последующего прекращения путем отзыва ее действия.
Также, судом указано, что Правилами проведения стимулирующей лотереи, утвержденных Приказом Минфина РФ N 66н от 09.08.2004, установлен порядок ее проведения на территории Российской Федерации, который включает в себя: предоставление права или запрет на проведение стимулирующей лотереи; внесение в государственный реестр всероссийских лотерей информации о проводимых на территории Российской Федерации стимулирующих лотереях; проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.
Однако, Федеральный закон N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" не предусматривает возможности приостановления действия стимулирующей лотереи в случае выявления нарушения условий ее проведения.
Поскольку в силу п. 7 Положения "О Министерстве Финансов РФ", утвержденного Постановлением Правительства N 329 от 30.06.2004, при осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные законами функции и полномочия федеральных органов государственной власти, суд пришел к выводу о том, что право контролирующего органа для пресечения нарушения законодательства о лотереях в виде приостановления действия стимулирующей лотереи "К" не предусмотрено Федеральным законом N 138-ФЗ от 11.11.2003.
Кроме того, оценив фактические обстоятельства спора, суд пришел к выводу о том, что отмеченные в акте проверки от 18.09.2009 нарушения законодательства о лотереях в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в уполномоченный орган направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу п. 2 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. В этом же пункте определен перечень документов, прилагаемых к уведомлению.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 предусмотрено, что уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
представление недостоверных сведений; наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
При этом согласно п. 6 Правил проведения стимулирующей лотереи (приложение N 4 к Приказу Минфина РФ N 66н от 09.08.2004) уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда в случаях:
нарушения организатором лотереи условий лотереи и требований действующего законодательства Российской Федерации, а также представление неполной или недостоверной информации.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях" государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, включает в себя, в том числе: издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей (п.п. 3); контроль за проведением лотерей (п.п. 4).
В силу п. 2 ст. 4 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 государственное регулирование отношений, возникающих в области организации международных и всероссийских лотерей и их проведения, в указанной части, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также, Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 329 от 30.06.2004, предусматривает, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей (п. 1).
Приказом Минфина РФ N 66н от 09.08.2004 "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" утверждены, в частности Правила проведения стимулирующей лотереи (приложение N 4).
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России N 6014 от 10.09.2004 и опубликован в Российской газете N 206, 21.09.2004, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 38, 20.09.2004.
Учитывая изложенное, Минфин России, установив Приказом N 66н от 09.08.2004 указанные Правила в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях", действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Таким образом, в случае выявления нарушений организатором лотереи условий лотереи и требований действующего законодательства Российской Федерации, уполномоченный орган обязан принять меры, предусмотренные п. 6 Правил.
При этом выявление указанных нарушений за пределами пятнадцатидневного срока, установленного п. 3 ст. 7 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях", не означает, что данный запрет не может быть применен, поскольку иное противоречило бы п.п. 4 п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 21 Закона.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
В силу ст. 19 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в: 1) выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков; 2) сопоставлении выявленной участником бестиражной лотереи информации, указанной в пункте 1, с условиями бестиражной лотереи.
Между тем, разрешая спор, суд не исследовал обстоятельства, связанные с соответствием проводимой Обществом региональной негосударственной бестиражной стимулирующей лотереи "К" требованиям указанных статей.
Кроме того, кассационная коллегия считает необходимым указать, что в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 определено, что лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную.
Под бестиражной лотерей понимается лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является ли его лотерейный билет выигрышным или нет.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Таким образом, для участия в стимулирующей лотерее внесение платы за участие в ней не требуется, поскольку призовой фонд формируется за счет организаторов лотереи; стимулирующая лотерея не предусматривает распространение лотерейных билетов.
В тоже время, способ проведения бестиражной лотереи предполагает внесение платы за участие в лотерее, установление выигрышных билетов на стадии их изготовления.
Следовательно, проведение стимулирующей лотереи бестиражным способом, на который указало Общество в уведомлении о проведении региональной негосударственной стимулирующей лотереи, противоречит указанному в п.п. 2 п. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 существу ее проведения.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду п.п. 2 п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона
Учитывая изложенное, выводы суда, положенные в основу принятого им решения, являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 АПК РФ, принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Решение является законным, если оно вынесено в соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.
Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.
При рассмотрении настоящего спора вышеприведенные требования процессуального закона судом не соблюдены, в связи с чем принятый им судебный акт не может быть признан законным и обоснованным, что в силу ст. 288 АПК РФ является основанием для его отмены, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушения, предложить сторонам представить все доказательства в обоснование своих позиций, установить фактические обстоятельства, относящиеся к предмету спора, дать оценку доводам сторон, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2010 по делу N А68-12021/09 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на: лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи; лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Таким образом, для участия в стимулирующей лотерее внесение платы за участие в ней не требуется, поскольку призовой фонд формируется за счет организаторов лотереи; стимулирующая лотерея не предусматривает распространение лотерейных билетов.
В тоже время, способ проведения бестиражной лотереи предполагает внесение платы за участие в лотерее, установление выигрышных билетов на стадии их изготовления.
Следовательно, проведение стимулирующей лотереи бестиражным способом, на который указало Общество в уведомлении о проведении региональной негосударственной стимулирующей лотереи, противоречит указанному в п.п. 2 п. 3 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 существу ее проведения."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 июля 2010 г. по делу N А68-12021/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании